Войти в почту

Еженедельная программа Вести.net от 20 июня 2015 года

Привет, планета, это программа Вести.net. Самый большой шум на этой неделе стоял вокруг рассмотрения в Думе законопроекта о забвение. Это право человека при некоторых обстоятельствах требовать удаления информации о себе из поисковиков. Ну, взяв крайний случай: вы когда-то оступились, но искупили вину перед обществом. Или проще: в молодости, не подумав выложили свою же фотографию – например, в обнаженном виде. Вы уже совсем не тот человек, но любой набравший ваше имя-фамилию в поисковике тут же видит что-то, что лишает вас надежды на спокойное существование. То есть — это столкновение права на свободу информации с правом на конфиденциальность. В Америке закон ставит свободу выше, и все равно право на забвение там обсуждается почти с 1932-го — со времени иска бывшей проститутки к продюсеру фильма, снятого отчасти и по ее биографии. В Евросоюзе только в применении к Интернету активная дискуссия идет уже 10-й год. Для нашего общества тема вынырнула из небытия внезапно — две недели назад и ситуация тут же накалилась. В первую очередь потому, что законопроект был внесен в Думу без консультаций с интернет-бизнесом и тут же принят в первом чтении. Mail.Ru, Яндекс и — сюрприз – Google отбросили вражду и выступили против него единым фронтом — потому, что все обязанности по забыванию и ответственность за процедуру была возложена на поисковики – минуя суд. Настроения их характеризует шутка, ставшая популярной после первого чтения — сайт zabvenie.com – что бы вы здесь ни вводили, результат один. Страхи оказались преувеличенными, и уже через несколько дней в законопроект были внесены поправки, на которых настаивал интернет-бизнес — не все, но многие. Каким будет документ вынесен на второе чтение, расскажем через неделю. Но тем, кто хочет, чтобы о его прошлом забыли нужно помнить об эффекте Стрейзанд. 2003 году Барбаре Стрейзанд не понравилось, что фото ее дома появилось на сайте проекта, посвященного эрозии калифорнийского побережья. Она потребовала убрать фото – через месяц после подачи иска только на сайте проекта эрозии фотографию увидели до полумиллиона человек, а снимок перепечатали СМИ всего мира. *** *** Самое, наверное, пышное (хотя и без кича) событие — анонс Яндексом – новой Афиши. Пышное — потому что пресс-конференцию проводили вечером в музее изобразительных искусств имени Пушкина, на Волхонке. Юлия Нечаева рассказывает о том, как ее команда "переизобретала" сервис "Яндекс.Афиша", в Государственном музее изобразительных искусств имени Пушкина: "В какой-то момент мы обнаружили, что очень часто — 2 миллиона раз в день — люди спрашивают у "Яндекс" про то, как им провести свободное время. И только один из двадцати россиян посещает театр раз в полгода. Нас это ужаснуло. По всей России огромное количество разнообразных событий: мастер-классы, лекции, квесты, экскурсии, концерты, спектакли на любой вкус. Сотни событий происходят каждый день. На некоторые можно пойти всей семьей, чтобы не приходилось выбирать, с кем провести время, многие из них бесплатны. И мы подумали: может люди просто про них не знают?" Теперь сервис будет собирать на своей платформе различные культурные и развлекательные мероприятия: от спектаклей, выставок и инсталляций до квестов, экскурсий и локальных событий в парках. Особенность новой "Яндекс.Афиши" заключается в системе рекомендаций: все события ранжируются на машинных алгоритмах "Яндекса", рейтинг отображения мероприятий основывается на популярности. Например, это количество поисковых запросов или цитируемость в СМИ, для чего будет использоваться информация из агрегатора "Яндекс.Новости". Глава направления медиасервисов "Яндекс" Дмитрий Степанов отмечает: "Ассортимент запускающейся завтра "Яндекс. Афиши" намного больше, чем у любой другой афиши, существующей на рынке, поскольку мы рассказываем не только о таких классических событиях, как концерты, кинопремьеры, но и событиях меньшего масштаба — даже ориентированных на 10 человек". Обещают, что со временем "Яндекс.Афиша" научится ориентироваться на интересы конкретного пользователя и подстраиваться под его вкусы. Тут в работу вступает рекомендательная система "Диско", которая по мере накопления данных об интересах пользователя, например, исходя из песен, прослушанных на "Яндекс.Музыке" или "Я.Радио", будет предлагать ему предстоящие концерты соответствующих исполнителей. При этом для того, чтобы система запоминала действия пользователя, лучше зайти под своей учетной записью на "Яндексе". "Яндекс.Афиша" будет помогать людям купить билет прямо здесь. У нас уже запущены билеты в кино, а вместе с новым сервисом мы еще запускаем билеты на концерты. С открытием театрального сезона появятся еще билеты в театры. Мы агрегируем билеты от наших партнеров — билетных агентов, и у нас больше всех билетов. И мы продаем только электронные билеты прямо на сайте", — поясняет руководитель сервиса Юлия Нечаева. События можно выбирать по рубрике или актуальности. Кроме того, сервис способен составлять автоматизированные подборки по теме: например, какие развлечения на открытом воздухе пройдут в ближайшие выходные или где покататься на коньках. "Яндекс.Афиша" получает информацию о событиях от партнерских ресурсов и представлена в 45 российских городах. В сюжете о проекте рассказывает Дмитрий Степанов — он уже почти постоянный гость нашей программы, но интересно не это, а то — что он уже больше десяти лет делает "Афишу" и всюду старается ее персонализировать. Сначала ту самую "Афишу", которая – RU, потом уже на месте директора по продукту "Рамблер-Афиши", "яндексовая" — третья. И как-то в поисковике у него получается побыстрее, что ли, чем в других местах. *** *** Ну, а теперь довольно громкая история. И такая: и сказка в ней есть, и присказка. Перестановки в Microsoft. Казалось бы, внутрикорпоративная история, а вот же. "Microsoft трещит на самом высоком уровне” — с таких слов начинается почти каждый материал об уходе Стивена Элопа из редмондовского гиганта. Всего через год с небольшим после возвращения в Microsoft из Nokia бывший гендиректор финской компании оставил свое новое рабочее место. В Microsoft Элоп занимал должность исполнительного вице-президента группы Devices & Services. Генеральный директор Microsoft Сатья Наделла написал сотрудникам во внутренней записке, что увольнение Элопа произошло в "подходящее для него и компании время", и что он с нетерпением ждет новостей о его будущем месте работы. Одновременно с увольнением Стивена Элопа в Microsoft проведена ротация почти всего руководящего состава. Сейчас в компании 12 топ-менеджеров, не считая Сатьи Наделлы, каждый из которых отвечает за определенное направлением бизнеса Microsoft. Вероятно, для Элопа не нашлось направления, соответствующего его уровню компетенции, как и еще для двух теперь уже бывших менеджеров высшего звена: вместе с Элопом Microsoft покинули вице-президент по бизнес-решениям Кирилл Татаринов и вице-президент по стратегии компании Эрик Руддер. Стивен Элоп работал в Майкрософт с 2008 года, где отвечал за продвижение линейки Microsoft Office. В 2010 году он был назначен на должность генерального директора Nokia — тогда все еще самого большого, но уже стремительно терявшего свои позиции игрока на мобильном рынке. В первые два года Элопа на этом посту компания потерпела колоссальные убытки и потеряла почти всю долю рынка: к 2012 году доля смартфонов Nokia снизилась с 29 процентов до трех. После этого мобильное подразделение Nokia было продано компании Microsoft . За эту сделку Элоп получил компенсацию в размере 24 миллионов евро. Фанаты финской компании считают его персонально ответственным за крушение Nokia. После возвращения в Microsoft Стивен Элоп считался одни из главных претендентов на пост гендиректора компании после того, как эту должность покинул Стив Балмер. Самое главное, никто не объясняет причин перестановок, но я-то думаю, что Сатья Наделла, просто привык к должности гендиректора за год и теперь перестраивает Microsoft под себя — и ни Элоп, ни самое производство Lumia и трудности с их продвиженим на рынке ему не нужны. Он сделал ставку на облако, на все платформы, на сервисы — глядишь, и Windows скоро начнут продаваться по подписке, как сервис. *** *** У истории есть и продолжение. То, что осталось от Nokia, к уходу Илопа приурочило следующее признание: Nokia опять будет выпускать мобильные телефоны. О такой возможности заявил генеральный директор компании Раджив Сури. Произойдет это не раньше конца 2016 года — именно тогда заканчивается период запрета для финской компании производить смартфоны. Собственно, говорить о полноценном возврате на рынок нельзя – Nokia планирует лишь создавать дизайн устройств. Производством и продажей займутся сторонние контрактные компании, которые будут платить финнам за право ставить название Nokia на свои устройства. Фактически данная бизнес модель уже была опробована, когда компания выпустила планшет N1, работающий под управлением Android – устройство вышло с конвейеров Foxconn. Бизнес-модель, которую собирается использовать Nokia, несколько отличается от того, как сегодня принято работать на рынке. Есть ODM-контракты – когда владелец торговой марки заказывает и дизайн и производство стороннему поставщику. Именно таким образом долгое время работала компания HTC, которая выпускала телефоны для Dell и HP. Есть OEM-сотрудничество – дизайн делает владелец торговой марки, а контрактник лишь производит. Фактически, Nokia выбрала некую гибридную модель, максимально дистанцировавшись от производства и лишь получая роялти. Напомним, что некогда крупнейший производитель мобильных телефонов продал весь свой профильный бизнес Microsoft, который стал разрабатывать и выпускать смартфоны под маркой Lumia. В Redmond же ушел и бывший гендир Nokia Стивен Элоп, который стал отвечать за подразделение устройств и сервисов. Правда, и в этой должности уже можно ставить приставку "экс" — на днях глава Microsoft Сатья Надела заявил, что Элоп покидает компанию. То, что осталось у Nokia – это телекоммуникационный бизнес, где компания является одним из крупнейших производителей оборудования для операторов связи, а также бизнес по созданию карт – сервис Here, который, правда, тоже тяготит компанию. Ходят слухи, что финны ведут переговоры о его продаже. Один из потенциальных покупателей – сервис заказа такси Uber. *** *** А теперь сюжет о сервисе Google, причем таком, догоняющем сервисе. Google решил покуситься на аудиторию игрового видео-контента. Видеосервис YouTube анонсировал запуск игровой стриминговой платформы YouTube Gaming. Она будет доступна в виде сайта и мобильных приложений. Предполагается, что сервис составит конкуренцию игровой стриминговой площадке Twitch, которую в прошлом году приобрел интернет-магазин Amazon за $970 млн. В своё время компания Google, владеющая видеохостингом YouTube, хотела прибрать к рукам сервис Twitch, на котором тысячи игроков ежедневно транслируют процесс прохождения той или иной игры. Договориться сторонам не удалось, хотя, по слухам, речь шла о сделке в 1 млрд долларов. Google хотела усилить свой видеосервис YouTube постоянными прямыми трансляциями киберсоревнований. И покупка крупнейшего в этой области сервиса Twitch, число уникальных пользователей которого в январе 2015-го превысила 100 миллионов , была, конечно, идеальным вариантом. Но не сложилось. Хотя идею о своем стриминговом игровом сервисе компания продолжала вынашивать И вот Google представила собственный ответ монополисту Twitch — сервис под названием YouTube Gaming. Причем, анонсирована была не просто стриминговая платформа от Google, а огромный игровой раздел, в котором планируют создать более 25 тысяч страниц для всех известных Google игр. Именно на этих страницах пользователи смогут находить и подписываться на все тематические видеоролики и трансляции по конкретной игре, чтобы не пропустить интересующий их контент. Кстати, по поводу поиска внутри сервиса: обещают, что в YouTube Gaming он будет полностью адаптирован под игры. Это значит, что набрав в строке поиска слово “call”, пользователь увидит в выпадающем списке именно “call of duty”, а не какое-нибудь “call me maybe”. Если YouTube сделает качественный сервис, то может действительно успешно выстрелить на поле киберспорта. Особенно, если учесть, что на данный момент это самая успешная и доминирующая видеоплатформа в мире, которую посещает 1 млрд уникальных пользователей в месяц. Но с другой стороны, в том, что касается соревнования с Twitch, то у последнего есть еще пара преимуществ, о которых также стоит задуматься и сервису Google. В прошлом году Twitch начали добавлять прямо в игры и приставки. И он прекрасно чувствует себя на игровых консолях нового поколения: по статистике, более 20% стримеров ведут трансляции с PS4. Весной 2014-го года сервис начал завоевывать планшеты и смартфоны — в частности, поддержку Twitch добавили в популярную мобильную гонку Asphalt8. И за первый месяц существования этой функции создатель Asphalt8 зафиксировал “более 1 миллиона активированных сеансов трансляции!” Так что гонка предстоит не шуточная: можно забыть о том, чтобы потеснить Twitch, просто транслируя игры на Ютюб Гейминг, нужно что-то действительно революционное. Да и команда Twitch уже успела потролить команду Ютьюб Гейминг в твиттере. В ответ на их сообщение об анонсе сервиса “Новый игрок вступил в игру”, Twitch ответил: “Добро пожаловать, игрок ”2. Добавь меня в друзья на Google+”. Пост снабжен хештэгом “kappa”, который в терминологии Twitch означает “сарказм”. Интересно, что на Е3 — самом главном игровом событии года — этих вот потуг Google заметно не было, зато все трансляции оттуда люди смотрели в Twitch, то есть так просто YouTube никто место и правда не отдаст. *** *** Почти любимая тема: Интернет — всюду. Точнее – гуглизация Земного шара шарами воздушными. Амбициозный проект Google Loon, который, по замыслу компании, должен подключить весь мир к Интернету через воздушные шары, парящие в стратосфере, перешел на новый этап. Интернет-гигант арендовал у военных огромный ангар-морозильник во Флориде. Он предназначен для имитации погодных условий, в которые техника попадает в стратосфере. Именно там живут гугловские шары. И жизнь эта — крайне тяжела. Очень низкая температура, минус 60 градусов Цельсия, и низкое атмосферное давление приводят к тому, что гелий, которым наполнены шары, расширяется, шары надуваются сверх меры и либо лопаются, либо трескаются по швам, выпуская летучий газ, и падают. Собственно, рано или поздно это происходит со всеми гуглошарами. Самый долгоиграющий аппарат летал около 180 дней. И даже в Google, со всеми его ресурсами и научной базой, не могут сообразить, как продлить жизнь своим шарам-передатчикам. К настоящему моменту специалисты Лаборатории-X сошлись во мнении, что необходимо найти золотую середину между сроком жизни шара, стоимостью его производства и сложностью запуска. То есть, предполагается, что воздушная группировка Google будет постоянно обновляться, а отработавшие шары — падать. Причем, если, например, спутник связи при падении сгорает в плотных слоях атмосферы, да и само его падение предсказуемо и контролируется ЦУПом, то гугловский шар падает, как правило, внезапно, и сгорать ему негде. У американских властей возникает закономерный вопрос — а что, если он упадет кому-нибудь на голову? Впрочем, Google и не собирается запускать свои шары над США. Речь идет об Африке, Южной Америке, ну или, на худой конец, Антарктиде. Ну а все остальные проблемы в Google уже успешно решили. На шарах будет стоять LTE-передатчик, который будет получать сигнал как от наземных вышек, так и от таких же шаров. С воздуха зона покрытия будет больше, чем с земли. Питаться все это будет энергией солнца. Более того, разработана даже технология, как направлять шар в ту или иную точку планеты. В Google утверждают, что могут сделать это с точностью до пятисот метров. "Наш шар имеет постоянный объем. Внутри у него гелий. Он поднимет шар вверх. Далее, чтобы сменить высоту, мы помещаем еще один шар внутрь нашего шара, который наполняется воздухом. И чем больше там воздуха, тем тяжелее наш шар. Тем ниже он летит", — говорит software-инжинер проекта Loon Ждохан Мэт. "Зная карту ветров, с помощью небольших изменений высоты можно делать так — мы поднимаемся, там одно направление ветра. Спускаемся, там другое. Вот так вот вверх, вниз, вверх, вниз". Напомним, в основе проекта Google Loon лежит идея доставлять интернет в самые труднодоступные места. Бьются над ней, понятно, не только в Google. Например, с похожим проектом — раздавать Интернет через беспилотники — выступал Facebook. Как заявил Марк Цукерберг, в компании уже разрабатывают нужный аппарат. Причем, речь идет не о каком-то там небольшом дроне, а о целом самолете размером с пассажирский лайнер. Он будет питаться от солнечных батарей и парить на высоте от 20 до 30 тысяч метров, чтобы не мешать гражданской авиации. Впрочем, это пока лишь задумки. Кстати, тот же Google, кроме шаров, тестирует и беспилотники. В прошлом году между Google и Facebook шла борьба за покупку одного из крупнейших разработчиков беспилотных солнечных самолетов, компании Titan Aerospace. Победил Google. Но испытания прототипов, видимо, идут не слишком успешно. В конце мая стало известно, что один из "Титанов" потерпел крушение в Нью-Мексико. К счастью, рухнул самолет на испытательный полигон. К настоящему моменту наиболее реальным кажется глобальное интернет-покрытие с помощью низкоорбитальных спутников. Эта относительно дешевая и простая технология набирает обороты. Так, один из пионеров идеи полной интернетизации планеты — компания OneWeb. Ее спонсоры — это, ни много, ни мало, Virgin и Qualcomm. На этой неделе OneWeb уже заключила контракт с компанией AirBus на производство девятисот компактных спутников связи. Все они будут постепенно выводиться на орбиту. И это будет самая крупная спутниковая сеть в истории. Как ни парадоксально, спутники даются человечеству легче, чем простые шары. Но и стоимость у них соответствующая — весь проект обойдется в 2 миллиарда долларов, что, несомненно, скажется и на стоимости траффика для конечных потребителей. Проект Google, конечно, дешевле на несколько порядков. К тому же, для приема спутникового сигнала нужны и наземные ретрансляторы, либо специальные спутниковые пользовательские устройства. А задумка Google предполагает, что "поймать" Интернет с шара можно любым, даже самым примитивным, смартфоном. На этом я прощаюсь с вами до следующих выходных, не забываем про наши ежедневные — новостные выпуски. Планета, пока!