Войти в почту

Цифровые технологии привлекают средства для реставрации культурного наследия РФ

Далеко не все работы великих художников сохранились до наших дней. Проблему сохранения культурно-исторических ценностей сейчас можно решить только совместными усилиями государства и инвесторов. Такую задачу озвучили эксперты во время дней Эрмитажа во Владивостоке, сообщает ИА DEITA.RU.

Цифровые технологии привлекают средства для реставрации культурного наследия РФ
© Deita.ru

Открытие VIII дней Эрмитажа прошло в столице Дальнего Востока 26 сентября в Приморской государственной картинной галерее по инициативе директора «Государственного Эрмитажа» Михаила Пиотровского и Правительства Приморского края.

В рамках дней Эрмитажа состоялась девятая всероссийская научно-практическая конференция с международным участием на тему «Художественная жизнь Дальнего Востока и стран Азиатско-Тихоокеанского региона». Участниками стали профессионалы из России и Зарубежья: представители Государственного Эрмитажа, Русского музея, Союза художников, РГХПУ им. Строганова, научно-реставрационного центра им. Грабаря, Корейского национального исследовательского института культурного наследия и другие эксперты.

Вступительную речь произнёс профессор, заведующий кафедрой Истории искусства и гуманитарных наук РГХПУ им. С. Г. Строганова - Кирилл Гаврилин:

«Очень радует, что Приморская картинная галерея становится центром притяжения во всём ДФО. Благодаря совместной инициативе с Эрмитажем здесь будет создан крупный реставрационный центр. Это злободневная проблема для всех российских регионов, так как сокровища отечественного и мирового искусства, которыми мы обладаем, накладывают на нас колоссальную ответственность по их сохранению».

Первой с докладом выступила директор Приморской государственной картинной галереи Алёна Даценко. Она обратила внимание на низкие темпы реставрационных работ и нехватку кадров: «При нынешних темпах понадобится более 100 лет, чтобы отреставрировать имеющийся на Дальнем Востоке объём предметов искусства».

По информации докладчика, за 2022 года основной фонд хранения музеев ДФО составил 3 505 577 единиц хранения, из них реставрация требуется для 108 722 предметов искусства, а за 2022 год было отреставрировано всего 1076 единиц.

Действительно, проблема темпов реставрации наблюдается острая. Решением могут стать проекты с применением искусственного интеллекта и технологии блокчейн для возможности финансирования реставрационных работ или даже реставрационных центров.

Пример такого решения назвал в своём выступлении профессор искусствоведения Кирилл Гаврилин:

«Первый проект в области токенизации предметов искусства, реализованный группой «Интеррос» совместно с «Государственным Эрмитажем» на отечественной платформе «Атомайз» представили на ВЭФ в этом году. Они создали NFT-токены на фрески мастерской Рафаэля XVI века из коллекции Эрмитажа. Речь идет о «Венере и Амуре на дельфинах», «Венере и Адонисе», «Венере, вынимающей занозу». Проект «Цифровое искусство» продемонстрировал возможности ЦФА как инструмента привлечения капиталов для сохранения культурного наследия. Это норма для всех стран мира. Все большие реставрационные проекты, как правило, финансирует крупный бизнес. Здесь также – токены приобрели коллекционеры, а средства, полученные с продажи NFT, были направлены на другие реставрационные работы в коллекциях Эрмитажа».

Для создания токенов использовались сделанные в самом начале процесса реставрации фотографии фресок. Каждую из них наделили индивидуальным кодом и преобразовали в цифровой арт-объект, содержащий дореставрационный облик произведения. Так как фрески уже отреставрированы, только приобретатели токенов смогут получить индивидуальные цифровые права на облик до реставрации.

Токены создавали на основе фотографий фресок, сделанных в самом начале процесса реставрации. Каждой фреске присвоили индивидуальный код и перевели в цифровой арт-объект, содержащий дореставрационное изображение произведения. Сейчас все фрески отреставрированы и только владельцы токенов могут получить цифровые права на облик до реставрации.

Кирилл Гаврилин отметил, что богатое художественное наследие Рембранта послужило большим материалом для экспериментов с нейронными сетями в этой области. В проекте «Следующий Рембрандт» нейросеть проанализировала 346 работ художника и создала среднестатистический портрет, который мог бы написать живописец. Изображение распечатали на 3D-принтере, имитирующем мазки кисти. В результате проект получил множество наград, в том числе Каннских львов.

Участники отметили важность создания во Владивостоке филиала Эрмитажа, Третьяковской галереи и строительство музейно-выставочного комплекса, который будет объединять несколько музеев, театров и учебных заведений. Это однозначно будет способствовать развитию музейного и реставрационного дела не только в Приморье, но и на Дальнем Востоке в целом.