Войти в почту

Андрей Боков: С московским центром ничто не сравнится!

Вчера, 26 сентября, отметил юбилей Андрей Владимирович Боков — народный архитектор России, доктор архитектуры, вицепрезидент Международной академии архитектуры, президент МААМ, академик РААСН, член-корреспондент Российской академии художеств.

Андрей Боков: С московским центром ничто не сравнится!
© Вечерняя Москва

Напомним: Андрей Боков — автор ряда крупнейших реализованных в столице архитектурных проектов. С начала 1980-х годов профессиональная деятельность архитектора была связана с ГУП МНИИП «Моспроект-4». С 1998 по 2014 год он возглавлял организацию в должности гендиректора. А проекты, которые он создавал в городе, известны каждому: Государственный музей Владимира Маяковского, Елоховский Пассаж, Комплекс жилых зданий на Ходынском поле, Государственный литературный музей А. С. Пушкина (помните, как органично вписался в старое здание новый стеклянный купол?), а также футбольные стадионы «Локомотив» и «ЦСКА», Крытый конькобежный центр в Крылатском, Ледовый дворец «Мегаспорт» и многие другие. Мы с особым удовольствием поздравляем мастера с юбилеем еще и потому, что Андрей Владимирович неоднократно выступал в нашей газете как эксперт. Накануне события мы поговорили с юбиляром.

— Предыдущий юбилей вы отметили выставкой графики в Музее архитектуры имени Щусева. Что-то подобное готовилось к нынешнему событию, Андрей Владимирович?

Ко дню юбилея в Музее А. С. Пушкина мои друзья подготовили выставку, которая в определенном смысле сюрприз и для меня, поскольку в ее сборке я никакого участия не принимал. Она состоит из двух частей — представления моих проектов и моей графики, которой я начал с какогото момента увлекаться. Но выставка эта будет короткой.

— Среди ваших многочисленных проектов есть любимчик?

— Вы знаете, я очень спокойно отношусь ко всему, что делал, так что, наверное, что-то отдельно не выделю. Понимаете, работа это была непростая, и в подавляющем большинстве своем это был городской заказ, реже — заказ федеральный. Это была не столько самореализация, сколько миссия, служение, если хотите.

— А любимое место в Москве у вас есть?

— О, их много. Я тут вдруг понял, что не очень хорошо знаю этот город, так он меняется. Для меня ничто не сравнится с московским центром. Понимаю, в чем его обаяние и отличие от других городов — как его ни ломали, в нем сохранился особый дух, и этим он уникален. Этим духом я напитывался с детства, поскольку родился на Покровке и прожил там до женитьбы, до тридцати лет. Классе в третьем-четвертом я, еще совсем маленький, тщедушный пацан, гулял по Москве, преодолевая пешком просто гигантские расстояния, бродил по бульварам и Садовому кольцу, а уж дойти от моей Покровки до Кузнецкого Моста или Патриарших прудов, где жили мои бабушка и дедушка, было вообще милое дело. И это место я рассматриваю сегодня с удивлением, что-то узнавая, а что-то нет. Вообще для моего поколения город был осязаем и невелик. И изменения в архитектуре, например, были значимой частью культурного процесса. Архитекторам было позволено тогда больше, чем художникам...

— У нас и знакомство с самим миром начинается со знакомства с архитектурой...

— Да, верно, все мы начинаем учиться архитектуре у города — со своей комнаты, подъезда, двора и улицы. Позже эти границы раздвигаются — до города, пригорода, дач и деревень. Так было и у меня. А вообще мое детство — это совершенно особая эпоха с особым пространством, которое нас воспитывало, давало многомерное ощущение мира. У нас каждый двор был моделью страны, если вообще не земного шара — в нем были все слои населения, от интеллигентов до бандитов, и все собирались вместе и както уживались друг с другом.

— Помню, что вы с горечью говорили об утрате москвичами института соседства…

— Не только москвичами, а в целом… Он небезупречен, этот институт, в нем много всего, и не все понимают, для чего он. И кому-то он нужен, а кому-то нет. Правда, в какойто момент времени вы не нуждаетесь в соседях: например, когда вы только окончили школу и весь мир у ваших ног... Но как только вы строите свой дом, соседи становятся тем, что определяет качество вашего существования.

— Тогда пусть они у вас будут хорошими! Новых свершений вам, здоровья и долгих лет!

— Спасибо, будем надеяться!

ДОСЬЕ

Андрей Владимирович Боков родился в 1943 году в Москве, в 1966 году окончил МАРХИ. Возглавлял Союз архитекторов России, состоял в Совете при Президенте РФ по культуре, а с 2020 года является членом Совета по развитию гражданского общества и правам человека при Президенте РФ. Лауреат Госпремии РФ в области архитектуры, Премии Правительства РФ в области культуры, национальной премии «Хрустальный Дедал».