В хрониках Иркутска обнаружили описание явления, открытого век спустя

Описание редкой разновидности полярного сияния, открытой в 1958 году, найдено в книге специалиста по истории Иркутска Анатолия Чернигова. Как выяснилось, незаурядное природное явление наблюдалось в 1859 году - почти на столетие раньше, чем ученые классифицировали такой тип сияния.

В хрониках Иркутска обнаружили описание явления, открытого век спустя

Специалисты Института солнечно-земной физики СО РАН обнаружили характеристику крайне редкого северного сияния в книге "Иркутские повествования". Оно наблюдалось в Иркутске в 1859 году, и, как полагает научный сотрудник института, доктор физико-математических наук Александр Михалев, вероятно, в хронике иркутского краеведа приводится первое описание этого явления, которое позже назвали SAR-дугой.

По словам автора, около 19 часов 21 августа (по старому стилю) 1859 года на северо-западе появилось красное светлое облако, а затем возникла красная дуга, проходящая к юго-востоку через зенит. Через час можно было увидеть в небе "отбел" - предвестник северного сияния - и световые колонны.

"С появлением колонн красная дуга приняла другое направление... Она имела везде одинаковую ширину, как радуга, только красного цвета; в 10 часов 15 минут северное сияние окончилось, и с ним вместе исчезла дуга", - пишет краевед.

Специалисты Института солнечно-земной физики уверены, что речь идет о SAR-дуге, открытой только сто лет спустя. Сейчас ученые наблюдают подобные явления в геофизической обсерватории института в бурятском поселке Торы, используя для этого высокочувствительную аппаратуру.

Доктор наук Михалев подчеркнул, что иркутская дуга 1859 года хронологически совпадает с рядом экстремальных явлений на Солнце и в магнитосфере нашей планеты, в том числе с самой мощной магнитной бурей за всю историю наблюдений. Эта буря вызвала интенсивные сияния в нехарактерных для этого широтах, а в Европе и Северной Америке произошел сбой работы телеграфа.

"Специалисты по изучению магнитосферы Земли говорят, что подобные события происходят раз в 500 лет. В 1859 году техносфера человечества еще только формировалась, поэтому ущерб был сравнительно небольшим. Если подобная супербуря произойдет сейчас, последствия могут быть более катастрофическими", - цитирует Михалева пресс-служба института.