Как Россия стала родиной электродвигателя
Мир потихоньку начинает отказываться от машин с двигателями внутреннего сгорания и переходит на электромобили. Как само разумеющееся это представляется достижением крупных экономических держав. А между тем, впервые транспортное средство на электродвигателе было создано и применено в России инженером Борисом Якоби при абсолютной поддержке правительства еще 185 лет назад – 13 сентября 1838 года по старому стилю.
Нынешний лидер в области электромобилей Илон Маск не зря где только может утверждает, что всегда вдохновлялся достижениями русских ученых. Да и сейчас улицы Москвы уже полны электробусами, а по реке пошли рейсовые элктросуда. Ведь Россия с самого начала была лидером в освоении электричества, даже первые электролампы, что накаливания, что дуговые, были изобретены и продемонстрированы здесь.
Другое дело – внедрение. Но в случае с электродвигателем сработал чисто рыночный механизм, что признавал и сам Якоби – другие источники энергии на тот момент были дешевле. Но Якоби грех было жаловаться – именно в России его поддержали на высочайшем уровне, тогда как все «передовые» страны, включая их академии наук, отказались.
Россию Борис Семенович Якоби считал своей второй и главной родиной. Его настоящее имя Морис Герман Якоби и родился он 9 (21) сентября 1801 года в Потсдаме в семье личного банкира прусского короля Шимона Якоби. Так что деньги на образование были. Но перед поступлением в Берлинский университет все же отслужил в армии – в Пруссии это было важно для карьеры.
По образованию был архитектором – так захотели родители. Но увлекался физикой, поэтому в 1834 году переехал в Кенигсберг, где в местном университете преподавал его брат Карл. Тут была обширная библиотека и неплохая профессура. В результате Якоби создает первый в мире роторный электродвигатель с непосредственным вращением рабочего вала. Он мог поднимать грузы, так что исследования, можно сказать, шли по основному профилю – строительство.
Работу Якоби с восторгом приняли ученые всего мира, Парижская академия наук, куда он направил свои исследования, опубликовала их и присвоила степень доктора наук. Но на этом все. Далее никакого интереса к изысканиям не последовало, все европейские академии не отнеслись к ним серьезно.
Кроме русских ученых. По рекомендации Василия Струве и Петра Шиллинга в 1835 году Якоби получает должность профессора кафедры архитектуры Дерптского университета. Это позволяет ему вести изыскания в главной для него сфере – разработка электродвигателя.
Это нисколько не отходит от темы архитектуры, поскольку поднятие и перевозка грузов в строительстве штука важная. Достаточно сказать, что благодаря работам Якоби уже давно там работают подъемные краны, электропогрузчики, да и ставший обычным лифт тоже без него был бы невозможным.
В 1837 году по рекомендации коллег Борис Якоби пишет докладную записку министру просвещения и президенту Академии наук России графу Сергею Уварову. Тот встречается с ученым, а затем докладывает о его работе императору Николаю I. Государь распорядился создать «Комиссию по производству опытов…», которую возглавил никто иной как Иван Федорович Крузенштерн. И выделил ученому 50 тысяч рублей – космическая сумма! С этого момента Якоби переселяется в Петербург и проживет там почти сорок лет — до конца своих дней.
Уже через год ученому удается создать улучшенную версию своего электродвигателя и воплотить его в образце. По его мнению, он уже может не просто приподнимать грузы, но и двигать транспортные средства. Первым таким транспортом стала обычная восьмиметровая шлюпка.
13 сентября 1838 года праздношатающиеся по набережной Невы наблюдали необычную картину. По реке плыла лодка, в которой находилось 12 человек. Но при этом никто не греб веслами. Не было слышно и звука паровых машин – пароходы тогда уже были и их хорошо знали. Она вообще не издавала никакого звука, но при этом довольно шустро шла против течения и против ветра.
В лодке находились адмирал и академик И. Крузенштерн, физик Э. Ленц, математик М. Остроградский, сам профессор Якоби и еще восемь человек. Она приводилась в движение гребными колесами, которые крутил сборный электродвигатель мощностью 470 Вт. Он питался от 320 небольших медно-цинковых элементов. Их зарядки хватило, чтобы проходить по воде семь часов совершая различные маневры.
Это был первый в истории человечества случай, когда транспортное средство было приведено в движение силой электричества. Ученый мир опять был в восторге, Майкл Фарадей прислал Якоби письмо, в котором выражал надежду, что в скором времени все океанские лайнеры получат электрический ход.
Сам Якоби продолжил исследования и показал, что электродвигатель вполне может приводить в движение рельсовый транспорт. Но тогда широкому применению изобретения не суждено было случится и виной был самый обычный капиталистический рынок, что признавал и сам Якоби – электроход пока был слишком дорог и уступал по цене механическому.
И тем не менее, уже в XX веке благодаря изобретению Бориса Якоби мы смогли пользоваться трамваями, троллейбусами, электричками. А Россия не упустила случая на, которое Якоби указал еще в письме Уварову: «чтобы мое новое отечество, с которым я уже связан многими узами, не лишилась славы сказать, что Нева раньше Темзы или Тибра покрылась судами с магнитными двигателями». Что сейчас и происходит.