Стих от руки, фото и акварель. Что посмотреть на выставке, посвященной Максимилиану Волошину
Выставка «“Я — прохожий”. Странствия Максимилиана Волошина» знакомит гостей с близким другом Марины Цветаевой — поэтом, литературным критиком, художником. Здесь можно узнать об увлечениях Максимилиана Волошина, его творческом пути, увидеть рукописи Волошина и его акварели, автографы Марины Цветаевой, вещи, которые принадлежали людям, много значившим для Волошина. Экскурсию для mos.ru провела Мария Степанова, старший научный сотрудник Дома-музея Марины Цветаевой.
Франция, Италия, Россия
Максимилиан Волошин родился в 1877 году в Киеве, его раннее детство прошло в Таганроге и Севастополе — последний он помнил еще разрушенным после Крымской войны 1853–1856 годов. Семья Волошиных часто переезжала, возможно, отчасти поэтому, повзрослев, поэт так полюбил путешествия. Он хотел увидеть весь мир, познакомиться с самыми разными народами и их культурой.
«Ибо этот грузный, почти баснословно грузный человек (“семь пудов мужской красоты”, как он скромно оповещал) был необычайный ходок, и жилистые ноги в сандалиях носили его так же легко и заносили так же высоко, как козьи ножки — козочек. Неутомимый ходок. Ненасытный ходок», — писала о нем Марина Цветаева.
Поездки составляли важную часть его жизни, и на выставке им уделено особое внимание. В фондах музея сохранились открытки с видами городов тех лет, когда там бывал Максимилиан Александрович. Испания, Италия, Австрия, Германия — это далеко не весь список стран, в которых он гостил. Особенно часто Волошин ездил во Францию, его неизменно тянуло в Париж. «О, как мне хочется снова Парижа, этого серого тона улиц, каштанов, запаха мостовой — нет города более колоритного и артистического по внешности», — говорил он. На выставке можно увидеть экспонат из Российского государственного архива литературы и искусства — рукопись стихотворения «Парижу», написанного во Франции.
Путешествия души
Не менее важны и духовные странствия Максимилиана Александровича. Он был очень образованным человеком. Из зарубежных авторов выделял Шарля Бодлера, Артюра Рембо, Франсиса Жамма, Поля Клоделя, Стефана Малларме (читал их, конечно, в оригинале). Волошин говорил, что учился «художественной форме — у Франции, чувству красок — у Парижа, логике — у готических соборов, средневековой латыни — у Гастона Париса, строю мысли — у Бергсона, скептицизму — у Анатоля Франса, прозе — у Флобера, стиху — у Готье и Эредиа…».
Из отечественных авторов огромное влияние на него оказал Федор Достоевский. В молодые годы, на пике увлечения Францией, Волошин писал одной своей знакомой:
«Каким бы я мог быть великолепным французом. В конце концов, единственное, что соединяет меня с Россией, — это Достоевский. <…> Может быть, потому, что я его дольше всего отражал в себе — и в самый восприимчивый период моей жизни…»
Знакомство с творчеством писателя состоялось еще в детстве, когда мать Максимилиана Александровича Елена Оттобальдовна читала вслух роман «Подросток». В возрасте семи лет Волошин стал сам читать произведения Достоевского. Интересный факт: чтобы купить его книги, будущий поэт экономил деньги, которые давали ему на школьные завтраки. А в 1932 году — за полтора месяца до смерти Волошина — кто-то задал ему вопрос: «Какие семь книг прозы вы бы навсегда оставили с собой?» И он ответил: «На первом месте — Библия, на втором — “Братья Карамазовы”».
Увлекался он и разнообразными религиозно-философскими учениями. 23 марта 1905 года в Париже Волошин стал членом масонской ложи. На выставке об этом факте напоминают два предмета: масонский фартук, принадлежавший петербургскому знакомому Волошина Сергею Маковскому, и масонская лопатка Алексея Толстого, с которым Волошин, конечно, тоже был знаком.
Творческие поиски
Поэт, переводчик, литературный критик, фотограф, художник — Максимилиан Волошин был талантлив во многих областях. Стихи он начал писать регулярно с 12 лет и всю жизнь оставался очень строг к себе — первый поэтический сборник «Стихотворения. 1900–1910» вышел в 1910-м, когда автору исполнилось 33 года. В 1927 году в Крыму произошло сильнейшее землетрясение, и Волошин, который в тот момент находился в Коктебеле, своей рукой подписал «последнее стихотворение» на машинописи «Четверти века» — он всерьез опасался, что погибнет. На выставке можно увидеть этот экспонат.
Будучи серьезным и интересным критиком, он не обходил стороной художественные выставки и публикацию книг современников — Александра Блока, Сергея Городецкого, Михаила Кузмина. Был и момент, когда Максимилиан Александрович подумывал о том, что ему нужно всерьез заняться лекторской работой. В 1913 году московское издательство «Оле-Лукойе» выпустило отдельной книжкой лекцию о художнике Илье Репине, которую Волошин читал в Политехническом музее.
Что касается фотографии, то больше всего Волошин любил снимать людей. На выставке есть фотопортрет его жены Маргариты Сабашниковой, красотой которой он восхищался, сравнивая ее с египетской царевной Таиах. А вот Волошин-художник предпочитал пейзажи: гости выставки могут познакомиться с несколькими его работами. Сначала он рисовал углем и карандашом, но чуть позже обратился к акварели. Кстати, именно живопись стала для него отдушиной и утешением в последние месяцы жизни.
Самые дорогие люди
Максимилиан Волошин был очень общительным человеком, любил встречаться и знакомиться с людьми. Отдельный раздел выставки посвящен его друзьям: в экспозиции представлен поэтический сборник Аделаиды Герцык, письмо Волошина писателю Евгению Ланну, машинопись стихотворения Константина Бальмонта, кисти художника Людвига Квятковского, пейзаж Магды Нахман, рукопись Юлии Оболенской.
Есть и экспонаты, связанные с Мариной Цветаевой: с ней Макс, как называли его друзья, познакомился в Москве в 1910 году. Они встретились в издательстве «Мусагет», и Марина подарила ему свой первый сборник «Вечерний альбом». Спустя несколько дней в одной из газет появилась статья Волошина, в которой он писал: «“Вечерний альбом” — это прекрасная и непосредственная книга, исполненная истинно женским обаянием».
На выставке представлены серебряный браслет Цветаевой и книга «Вечерний альбом» с автографом — она была подарена золовке Елизавете Эфрон. Кстати, именно Максимилиану Волошину Цветаева обязана знакомством с мужем Сергеем Эфроном — судьбоносная встреча состоялась в гостях у Волошина в Коктебеле. 18-летняя Марина искала на берегу моря красивые камешки, а Сергей начал ей помогать. Тогда она подумала: «Если он найдет розовый сердолик, то станет моим мужем». Так и произошло. Возможно, кольцо с камнем, представленное на выставке, — с тем самым сердоликом.
Цветаева с большой нежностью относилась к матери Волошина и позвала ее в крестные к своей старшей дочери Ариадне. О Е.О. Кириенко-Волошиной на выставке напоминают две вещи: фотография с Мариной Цветаевой и казакин (полукафтан), который Елена Оттобальдовна сама украсила вышивкой.
Цветаева тяжело переживала смерть Максимилиана Волошина — его не стало 11 августа 1932 года. Чтобы увековечить память о нем, она написала очерк «Живое о живом» и цикл стихотворений «Здесь — в поднебесье» (Ici — Haut).