Войти в почту

В Челябинске ученый заразил себя сибирской язвой, чтобы спасти мир

235 лет назад, когда на территории современных Челябинской и Курганской областей бушевала сибирская язва, молодой врач Степан Андреевский заразил себя этой инфекцией, чтобы помочь найти лекарство и спасти мир, вспоминает КП-Челябинск.

Дело было в 1770-х годах, когда животные и люди гибли, а лечить их было некому. Опасность была и в том, что эпидемия перекинется на соседние области, ведь через территорию проходили многие торговые пути. Экспедиция лекарей состояла из 24-летнего Степана Андреевского и его 22-летнего помощника Василия Жуковского.

«Более опытные врачи под предлогом проверки качества воды быстро уехали в Екатеринбург и в Челябинск не возвращались. Молодых коллег оставили расхлебывать всё в одиночестве», – подчеркивает краевед Алексей Васильев.

Поначалу эти двое принялись вскрывать трупы, чтобы понять изменения и предотвратить страшное развитие болезни. Уже к концу следующего десятилетия (а время тогда двигалось по-другому) ученые предложили препарат, который надо было испытывать, что называется, на живом материале. Тогда Андреевский поставил себе спору сибирской язвы, которую извлек из коровьего трупа.

«Жуковский фиксировал в записях, как развивается болезнь и как реагирует организм на терапию», – пояснил историк Васильев.

Ситуация быстро усугубилась тем, что доброволец потерял ясное сознание, а ведь он был руководителем этого предприятия. Сегодня мы называем терапию Жуковского подвигом, потому что его товарищ так же быстро пошел на поправку.

Именно эти ученые первые описали и внесли в медицинские справочники болезнь «сибирская язва». А впереди одного из них ждала карьера в Петербурге: Андреевский произвел революцию в фармацевтике, когда предложил аптекам в качестве импортозамещения выращивать сырье для лекарств. А потом он ожидаемо стал губернатором Астраханской волости.

Жуковский был не в состоянии вернуться на берега Невы после своего челябинского подвига. Он решил, что его место здесь. Тем более, что встретил такую же прекрасную и молодую девушку. В итоге стал уездным доктором, а его красивый деревянный дом простоял сто лет, а в наше время воссоздан по фотографиям и украшает Челябинск.

С Жуковским связывают и еще одно влияние на судьбы челябинцев, помимо его врачебной практики (в новом веке он ходатайствовал в Петербург и об открытии в Челябинске больницы). Но он же пригласил в свой город молодого лекаря Корнилия Покровского, который скоро стал его зятем и оказался не врачом, а коррупционером. Но этот Корнилий положил начало роду Покровских, которые, как говорит историк Васильев, «определяли челябинский бизнес до революции».

«Эти Покровские, Владимир и Иван, – родные внуки Василия Жуковского», – подчеркивает краевед.

Ранее ИА «Уральский меридиан» писало, что в Екатеринбурге из-под земли достали капсулу времени, которую отправили прежние жители города в 1973 году. В этой капсуле оказались журналы, газеты и прочие свидетельства той эпохи.