В Арктике нашли обломки первого научного судна СССР. Почему его считают легендарным?
На полуострове Рыбачий в Баренцевом море появился памятник «Персею» — первому судну исследовательского флота Советского Союза, останки которого были найдены весной 2023 года. За 18 лет своей работы в первой половине XX века легендарный «Персей» совершил 90 рейсов по северным морям, провел первую в истории океанографическую съемку южной части Баренцева моря, а также стал школой для нескольких поколений выдающихся советских ученых. Историю знаменитого судна, его трагической гибели и обнаружения в канун Дня Победы вспомнила «Лента.ру».
В 1921 году Российской империи уже не существовало, Советский Союз еще не был образован, а экономика страны была разрушена Гражданской войной и остро нуждалась в ресурсах. Одним из их мощных потенциальных источников был Северный Ледовитый океан вместе с арктическим побережьем.
Поэтому 10 марта 1921 года правительство страны во главе с председателем Совета народных комиссаров РСФСР Владимиром Лениным выпустило декрет о создании Плавучего научно-исследовательского института (Плавморнин) для изучения северных полярных морей.
В целях всестороннего и планомерного исследования северных морей, их островов, побережий, имеющих в настоящее время государственно-важное значение, учредить при Народном комиссариате просвещения Плавучий морской научный институт Из декрета об учреждении Плавморнина
Научной базой Плавморнина стал Московский государственный университет (МГУ), а экспедиционная база института расположилась в Архангельске. Из-за больших финансовых проблем плавучий НИИ не мог позволить себе приобрести готовое судно или построить новое — однако решение все же нашлось, причем весьма неожиданное.
Ученые узнали, что в одном из архангельских доков находится корпус недостроенной зверобойной шхуны, названной «Персей», — в честь героя Древней Греции, который победил зловещую медузу Горгону.
Несмотря на столь яркое название, это судно было недостроем
До революции оно принадлежало рыбопромышленнику Могучему, а затем перешло Северной научно-промысловой экспедиции, но так и осталось недостроенным. Однако руководство Плавморнина решило довести проект «Персея» до ума.
Рождение «Персея»
10 января 1922 года Совет труда и обороны РСФСР своим постановлением передал корпус шхуны институту. Архангельский судоремонтный завод выделил место под «Персей» у причала и мастерские, но проводить работы отказался. В итоге деревянное парусно-паровое судно сотрудники Плавморнина под началом корабельного мастера Владимира Гостева целый год строили сами.
Строительными материалами для «Персея» зачастую выступали части списанных судов, при этом сотрудники Плавморнина снабдили свое детище мощным поясом из дубовых досок для защиты ото льда.
Ориентиром служили норвежские чертежи: в частности, обводы корпуса «Персея» напоминали обводы знаменитого «Фрама», судна норвежского полярного исследователя Фритьофа Нансена
Создатели «Персея» придали ему яйцевидную форму — на случай попадания в ледовую ловушку. Если бы льды начали сжимать судно, они не раздавили бы его, а просто вытолкнули вверх. Правда, у такой формы был и минус: «Персей» легко поддавался качке.
При этом у судна были свои «доноры»: паровая машина и котел ему достались от затонувшего буксира, а рулевой механизм — от списанного миноносца. В свою очередь, броненосец «Чесма», участник Русско-японской войны 1904-1905 годов, стал «донором» динамо-машины.
Несмотря на небольшие размеры судна — всего 41,5 метра — на нем нашлось место для семи лабораторий. Две из них разместились на корме, а еще пять — в носовой части. Кроме того, «Персей» мог похвастаться и собственной библиотекой. А мастера из Архангельска снабдили судно всем необходимым для работы научным оборудованием.
Причем приборы изготовили вручную, по чертежам из книг. Другого выхода просто не было — на время строительства «Персея» Плавморнин в качестве помощи от государства получил лишь картошку и ржаную муку в двух мешках. Фактически судно, которому суждено было стать легендой, строили на голом энтузиазме.
Покоритель севера
К концу осени 1922 года «Персей» наконец был достроен. 7 ноября на судне подняли флаг РСФСР, а 1 февраля 1923 года — его собственный флаг, синий вымпел с семью звездами созвездия Персея. Этот вымпел со временем стал эмблемой как советских, так и российских НИИ рыбной отрасли.
Плавучий морской институт в Архангельске закончил постройку и оборудование научного судна «Персей» — одного из лучших судов такого назначения в мировом масштабе Из телеграммы руководства Плавморнина председателю ВЦИК Михаилу Калинину. 7 ноября 1922 года
Команда «Персея» состояла из 24 человек, а научный состав судна — из 16 сотрудников. Запас питьевой воды позволял ему находиться в рейсе до 15-17 суток, а топлива (угля и дров) на борту хватало на 30-32 суток плавания. Правда, для задач «Персея» этих запасов было мало, а места для того, чтобы их увеличить, на борту просто не было.
Поэтому экипажу нередко приходилось делать остановки у островов архипелагов Арктики. Там члены команды собирали плавник (деревья и ветки, плавающие в воде), а также набирали снег для котлов. Для мытья пресной воды тоже зачастую не хватало — тогда вместо нее использовали соленую.
Но все эти сложности не помешали экипажу «Персея» годами проводить успешные экспедиции, первая из которых началась 19 августа 1923 года. Ее возглавил директор Плавморнина Иван Месяцев. За следующие 18 лет уникальное судно совершило почти 90 научных экспедиций.
Суммарно оно провело в море практически шесть лет, за это время преодолев расстояние в 100 тысяч морских миль. Основными направлениями для «Персея» стали Шпицберген, Земля Франца-Иосифа, а также Новая Земля.
Он бороздил Баренцево, Белое, Карское, Норвежское и Гренландское моря
Главной практической задачей участников многочисленных экспедиций «Персея» была разведка естественных природных ресурсов — именно ею они вносили свой вклад в освоение Арктики. Но хватало у команды и других миссий.
Миссии во льдах
В 1928 году «Персей» участвовал в операции по спасению членов команды Умберто Нобиле — его дирижабль потерпел катастрофу по пути с Северного полюса. Сотрудники Плавморнина обеспечивали радиосвязью все суда, задействованные в спасательной миссии.
Четыре года спустя, в 1932 году, «Персей» изучал район мыса Нордкап (Норвегия), острова Медвежий и мыса Южный (Шпицберген). Его напарником в этой работе стало научно-исследовательское судно «Николай Книпович».
Благодаря работе обеих команд ученых Советский Союз стал единственной страной, которая выполнила все взятые на себя обязательства в рамках Второго международного полярного года. Кроме того, экспедиции «Персея» 20-х и 30-х годов XX века положили начало научным знаниям о Баренцевом море.
К примеру, в 1935 году ученые на судне вместе с коллегами с «Николая Книповича» провели первую океанографическую съемку всей южной части Баренцева моря. «Персей» также собрал огромный массив данных, связанных с гидрологическим режимом этого моря, разными геологическими характеристиками рельефа его дна, а также с особенностями планктона и бентоса — донных организмов.
Одно из важных достижений ученых «Персея» относится к 1939 году, тогда для поиска скоплений рыбы они впервые успешно применили гидроакустику
Английский эхолот MS-12 фирмы Kelvin Hughes позволил исследователям записать «голоса» сельди на глубинах 10-70 метров. «Персей» стал пионером использования гидроакустических приборов, без которых сегодня нельзя представить рыбную отрасль.
Николай Зубов, участник экспедиций «Персея», вспоминал, что на борту судна самые разные специалисты — физики, химики, биологи, геологи и метеорологи — становились одной командой. Они знакомились с последними научными достижениями, делились опытом и обсуждали различные проблемы.
«Персей» всегда был своеобразным морским университетом, особенно для плававших на нем студентов разных высших учебных заведений и разных специальностей. Большинство ведущих советских исследователей моря некогда плавало на этом судне Николай Зубов
Испытание войной
За годы экспедиций в Арктике «Персей» из научно-исследовательского судна превратился в символ больших надежд, веры в прогресс и безграничные возможности человека. Знаменитый геолог и писатель Владимир Обручев даже сочинил гимн «Персея».
И вымпел гордый пусть «Персея» / Рой звезд и неба синева / Над всем полярным миром реет / Сегодня, завтра и всегда Владимир Обручев
Уникальное судно могло бы совершить еще много экспедиций, раздвигающих границы научных знаний об Арктике. Но тут в дело вмешалась Великая Отечественная война. Научная работа на «Персее» закончилась: на борту судна появился пулемет максим, а оно само стало выполнять совсем иные задачи.
Местом, где закончилась его история, стала губа Эйна — залив на южном берегу полуострова Рыбачий в Мурманской области. Этот залив является северной частью Мотовского залива Баренцева моря. В начале 40-х годов XX века на полуострове Рыбачий появился советский гарнизон, для снабжения которого стал активно использоваться залив Эйна.
В начале войны немцы перекрыли перешеек, который соединял Рыбачий с Большой землей, — теперь все снабжение гарнизона из Мурманской области шло морским путем, через залив Эйна.
Одним из судов, которое поставляло советским бойцам продовольствие и медикаменты, как раз и стал «Персей»
Но он был безоружен перед штурмовиками люфтваффе, которые господствовали в небе над Арктикой в начале войны. 10 июля 1941 года «Персей» подвергся немецкой бомбардировке: на борту судна начался пожар, и оно затонуло, но команда сумела спастись. Удивительно, но даже после своей гибели «Персей» продолжил помогать советским бойцам бороться с немцами.
Часть его останков стала основанием для причала, на который доставляли грузы из Мурманска. И хотя некоторые элементы «Персея» оказались на берегу, большая часть его корпуса погрузилась на морское дно. Поскольку глубины позволяли, самое ценное оборудование с судна после его крушения было снято.
Памятник легенде
После Великой Отечественной войны водолазы Северного флота обследовали затонувшую часть «Персея» и установили, что судно не подлежит восстановлению. В 60-х годах XX века к останкам на дне залива Эйна погрузились любители подводного плавания.
Они нашли штурвал легендарного судна, который передали в дар историко-морскому клубу «Персей» при гимназии №7 (Красногорск). На картах останки «Персея» много лет обезличенно обозначались как «затонувшее судно с частями над водой».
Правда, уже в 2010 году никаких частей над водой видно не было
Поэтому моряки подготовили в гидрографическую службу Северного флота навигационное донесение и предложили снять с карт затонувшее судно — их предложение было услышано. Не исключено, что это отчасти и спасло «Персей»: затонувшие суда на небольших глубинах нередко распиливают так называемые металлисты и черные поисковики.
Останки «Персея» на дне Баренцева моря были вновь обнаружены в начале минувшего мая — в канун Дня Победы. Их нашли участники арктической экспедиции «Помни войну», которую проводят Северный флот и Русское географическое общество (РГО). Останки «Персея» заметили при проведении проводной съемки рельефа дна.
Эти работы были проведены при помощи гидроакустических средств — гидролокаторов и многолучевых эхолотов. Они дают возможность «сканировать» дно с высокой разрешающей способностью. Именно эти исследования вкупе с изучением архивных материалов и позволили сделать вывод об обнаружении останков «Персея».
Судя по их гидролокационному изображению, они сильно разрушены
Кроме того, свой след могло оставить и время, поэтому останки «Персея» вряд ли удастся поднять на поверхность — они навсегда останутся на дне залива Эйна. 22 июня, в День памяти и скорби, на южном берегу полуострова Рыбачий появился памятник знаменитому судну — опущенный вниз вымпел на двух гранитных опорах.
Звезды на нем символизируют пулевые отверстия. Памятник «Персею» — это напоминание о сложной судьбе советской науки и разрушительной войне. Напоминают о них и неразорвавшиеся мины, которыми земля Рыбачьего усеяна до сих пор.