Российская наука вернулась на Симушир: впервые за 30 лет на остров отправлена экспедиция
Русское географическое общество и Экспедиционный центр Минобороны России проводят четвертый этап долгосрочной комплексной экспедиции "Восточный бастион - Курильская гряда". За три сезона были детально обследованы южные острова Большой Курильской гряды - Кунашир, Итуруп, Уруп, Чирпой и остров Броутона. В этом году ученые впервые в истории новой России в числе прочих исследуют необитаемый остров Симушир. Корреспондент "РГ" присоединилась к работе экспедиции.
Симушир - один из самых труднодоступных уголков необъятной Родины. От сахалинского порта Корсаков до острова 30 часов перехода по Охотскому морю. 19 июня большой десантный корабль доставил на остров научные группы. Это большое событие для Тихоокеанского флота, ведь симуширская бухта Броутона не принимала военные крупнотоннажные суда почти 30 лет. Новейший буксир "Андрей Степанов", на котором следом прибыла наша группа журналистов, стал вторым.
Живописная бухта Броутона - заполненная водой кальдера потухшего вулкана Уратман. Вход в бухту узок и опасен для судов с низкой осадкой: видимое расстояние между мысами - чуть больше 200 метров, но так называемая узкость под водой составляет всего 60 метров. Требуется большое мастерство, чтобы пройти сквозь нее в условиях густого тумана и сильного ветра, свойственных этим местам. Капитан "Андрея Степанова" объявляет "Боевую тревогу N1": корабль входит в бухту Броутона при практически нулевой видимости.
Научный десант
Судно встало на рейд, причалить ему некуда: от действовавших в 1980-е годы в бухте Броутона трех плавучих пирсов сегодня остались лишь полуразрушенные ржавеющие корни. При погрузке на катер вместе со спасательным жилетом получаем каски, наколенники и налокотники - высадка предстоит экстремальная. Причаливаем к одному из корней плавпирса и по крыше катера карабкаемся наверх.
Участники экспедиции. Фото: Ольга Чагадаева / РГ
В кольце гор, поросших ольховником и белокопытником, то здесь, то там виднеются ржавеющие ангары, техника, бочки из-под горючесмазочных материалов, заброшенные бетонные многоэтажки - все, что осталось от военного поселка Кратерный. Когда-то в бухте располагалась база ВМФ, обеспечивающая пресной водой корабли Тихоокеанского флота.
"Научный десант" сконцентрировался на севере Симушира, в бухте Броутона и ее окрестностях. Именно здесь кипела островная жизнь вплоть до конца XX века. Пока журналисты в две ходки сходили на берег, научные группы разошлись на полевую работу. График в экспедиции плотный - с 9:30 до 20:00, с перерывом на обед.
Вместе с провожатым из Экспедиционного центра минобороны осматриваем заброшки Кратерного. Почти на самом берегу - главное здание поселка. Здесь располагались штаб, офицерский клуб, лазарет, столовая и кухня. В помещениях разбросаны мебель, личные вещи - в 1994 году военные покидали Симушир в спешке. В актовом зале сохранилась сцена и баннер с еще читаемой цитатой адмирала Нахимова: "У моряка нет трудного или легкого пути, есть только один путь - славный".
Вдали виднеется соседний остров Кетой. Фото: Ольга Чагадаева / РГ
Вдоль дороги стоят ржавеющие фонарные столбы, сквозь заросли шиповника проглядывают бетонные плиты плаца. Направляемся в лагерь экспедиции, расположившийся в самой дальней от бухты многоэтажке. По пути встречаем геодезистов минобороны. Их задача - нанести на карту и оценить состояние объектов инфраструктуры.
К нашему прибытию ученые кое-как наладили быт: приспособили к проживанию первый этаж жилого когда-то дома, обнаружили пресную воду, установили баню на берегу. И, конечно, провели большую научно-исследовательскую работу. За десять дней шесть научных групп разных профильных направлений обошли северную часть острова вдоль и поперек. От лагеря до места назначения им приходится ежедневно преодолевать несколько километров, до иных объектов добраться можно только на видавшей виды советской мотолыге - отмеченные на картах дороги густо поросли ольховником.
После непродолжительной рекогносцировки отправляемся вместе с учеными заново открывать для России остров Симушир.
В этом здании размещался штаб, клуб, лазарет, столовая и кухня. Фото: Ольга Чагадаева / РГ
"На этом острове все интересно переплетается"
По словам Сергея Чечулина, начальника экспедиционного направления Департамента экспедиционной деятельности и развития туризма Русского географического общества, одна из ключевых задач общества - возрождение научного присутствия на Симушире. В советское время на этом острове работали сейсмологическая и метеорологическая станции, которые давали научные данные обо всем центре Курильской гряды. В настоящее время сейсмологический и метеорологический мониторинг в этой части гряды отсутствует, притом что на одном только 59-метровом Симушире три действующих вулкана - Заварицкого, Горящая Сопка и Прево, который японцы называют симуширской Фудзи. В рамках экспедиции геологи и геофизики из Института физики Земли им. О.Ю. Шмидта РАН с помощью георадара изучают структуру острова и собирают образцы пород, устанавливают сейсмические датчики. Все это позволит получить принципиально новые данные о геологии и геофизике острова. В следующем году здесь будут работать вулканологи. По итогу совместных работ планируется составить карту сейсмической опасности, что в будущем даст возможность определить рекреационные и туристические перспективы острова.
Растительность Симушира изучают сотрудники главного ботанического сада имени Н.В. Цицина РАН. Готовясь к полевому сезону, ученые обобщили имеющуюся информацию о 216 видах растений, произрастающих на острове. Из съедобных в изобилии встречается гигантских размеров белокопытник, крошечная брусника и дикорастущая ниппонская земляника, покрывающая практически все побережье сплошным ковром. Ягода крупная, вкусная и, по словам специалиста по ягодным культурам Ольги Ладыженской, - перспективная для разведения в культуре.
Основная группа ботаников работает на болотах недалеко от тихоокеанского берега. Здесь можно встретить уникальные растения, не пережившие в Европе ледниковый период. "Остров сложный, до него трудно добраться, и тем он интересен, потому что малоизучен. Кроме того, здесь такое место, где сходятся два типа флоры: южная - японская флора - и флора северная - камчатская, и на этом острове все интересно переплетается, - рассказывает Александр Кабанов, старший научный сотрудник ботанического сада РАН. - Здесь можно найти и те, и те растения, и это интересно. Здесь особые почвы, и это приводит к тому, что растения становятся заметно выше, чем могли бы быть в других местах. Например, клевер ползучий, который в Европе довольно низкое растение, здесь он крупный, эффектный, выше, чем мог бы быть в других местах. То есть растения здесь становятся иные. А вот растения местной флоры - те же рябины, березы, ольха становятся очень низкие, особые стланцевые формы". Возле лагеря в контейнерах и пластиковых пакетах ждут транспортировки на материк уже более 60 образцов симуширской флоры. Собранные гербарии и живая коллекция будут переданы в ботанические сады для дальнейшего изучения и репродукции.
Требуется большое мастерство, чтобы войти в бухту Броутона в условиях густого тумана и сильного ветра. Фото: Ольга Чагадаева / РГ
С точки зрения животного мира Симушир тоже своего рода Terra incognitа. За счет удаленности острова и специфических климатических условий фауна здесь достаточно бедная. Биологи объясняют это правилом: чем дальше расположен остров от материка, тем фауна его беднее по сравнению с материком, и чем остров меньше, тем его фауна беднее по сравнению с соседними более крупными островами.
Из крупных зверей на Симушире нам встретились только лисы - живой след пребывания японцев на Курилах. В 1916 году южные острова гряды стали местом разведения чернобурок, красных лис и песцов для нужд японской армии: лисьими хвостами оторачивали воротники полевых мундиров. Сегодняшние особи выглядят достаточно неказисто, но, судя по всему, чувствуют себя очень неплохо - и совершенно не боятся людей. Еще один штрих к истории острова: предприимчивые японцы завезли на Симушир с Сахалина северного оленя. Предгорья здесь богаты ягелем, и животные хорошо прижились, пока в конце 1940-х их не истребили советские пограничники.
В этом году биологи в основном сконцентрировались на изучении птиц. "Симушир как остров, находящийся в самом центре Курильской гряды, очень слабо изучен, - рассказывает Ярослав Редькин, орнитолог Научно-исследовательского зоологического музея МГУ. - Он интересен тем, что достаточно удален от группы южных островов, информации о нем очень мало, она отрывочна. Это первое целенаправленное, достаточно длительное и подробное исследование. В преддверии экспедиции мы постарались поднять максимум разрозненных находок птиц на Симушире и составили список из 161 вида, которые отмечались с конца XIX века здесь и в прибрежных акваториях Симушира. Больше половины из них - мигранты". За 10 дней работы ученые зафиксировали два вида птиц, в списках не значившихся, то есть раньше их на острове, скорее всего, не встречали. Пока ученые не делятся подробностями - данные предстоит проверить уже на материке.
Геологи впервые работают георадаром на острове. Фото: Ольга Чагадаева / РГ
А еще два вида пернатых - полевой воробей и деревенская ласточка, - судя по всему, покинули остров вместе с людьми. Сегодня в паутинные сети орнитологов попались пеночка-таловка и снегирь - самые многочисленные, в научной терминологии - "фоновые", виды острова Симушир. Птиц внимательно осматривают, измеряют и отпускают на волю.
На берегу бок о бок с биологами РАН работает большая команда Тихоокеанского института рыбной отрасли, которая оценивает биологические рыбные ресурсы острова - впервые в истории.
Русский след и японский самолет
Очень плодотворным обещает быть полевой сезон для исторической науки. Историки уже получили точные координаты айнских стоянок в бухтах Броутона, Душной и Малой, отмеченных во время последней советской археологической экспедиции 1980-х годов.
Отыскать алюминиевые обломки японского самолета, разбившегося в предгорьях Уратмана, пока не удалось Фото: Ольга Чагадаева / РГ
Северокурильские айны - коренные жители этих земель, Симушир был южной границей ареала их расселения. Айны охотились на калана - в русских источниках его называли "морским бобром" и очень ценили за теплый, ноский, красивый, а потому дорогой мех. В XVIII веке началось освоение Курильских островов русскими первопроходцами. Игорь Самарин, руководитель поискового направления РГО и начальник научного отдела музейно-мемориального комплекса "Победа", рассказал, как в 1711 году казак Иван Козыревский прибыл на Симушир с Камчатки, подавил упорное сопротивление айнов и обложил их ясаком. С этого времени началась колонизация Курильских островов Российской империей. В ходе экспедиции удалось уточнить места зимовок русских промысловиков и поселений Российско-американской компании - следов первого пребывания русских на Симушире.
За первую неделю экспедиции поисковики также обнаружили два скальных ДОТа, построенных японцами в 1944 году у входа в бухту Броутона для отражения возможного вторжения на остров американских войск. В годы Второй мировой войны здесь стоял большой японский гарнизон. Правда, боевых действий на Симушире не было: части были переброшены на Уруп, где 30 августа 1945 года сдались советским войскам оборонительного Камчатского района. В 1940-е годы где-то в предгорьях Уратмана потерпел крушение японский самолет, однако отыскать среди зарослей стланика алюминиевые обломки нам не удалось даже с помощью трех коптеров съемочной группы. Так что эта историческая находка еще впереди.
Скальный ДОТ, построенный японцами в 1944 году для обороны от американцев. Фото: Ольга Чагадаева / РГ
"Остров Симушир имеет особенное значение. В свое время он был заселен, на нем проживала большая группировка военных, были научные станции. Сегодня это потеряно. Мы считаем, что возобновление научного и военного присутствия в центральной части Большой Курильской гряды имеет для нашей Родины стратегическое значение. Поэтому мы будем рекомендовать восстановление той инфраструктуры, которая была на острове до 1994 года", - поделился планами Русского географического общества Сергей Чечулин.
Экспедиция Русского географического общества и Экспедиционного центра Минобороны "Восточный бастион - Курильская гряда" будет работать на Симушире еще как минимум два сезона. Специалисты продолжат начатые исследования, а волонтеры начнут экологическую очистку острова от залежей ржавого железа. Хочется верить, что живописный остров в самом центре Курильской гряды снова станет обитаем и доступен для организованного морского туризма.