Доктор по телефону: В России стартовал экспериментальный проект по широкому внедрению телемедицины
С 1 августа 2023 года частные медицинские организации получили право консультировать пациентов онлайн в рамках экспериментального правового режима. Постановление правительства было принято в середине июля - право внедрять новую систему общения врачей и пациентов получили 28 клиник в разных городах страны.
"В разгар пандемии во всем мире выросло число пользователей дистанционных медицинских услуг, в том числе телемедицины. Это произошло во многом благодаря либерализации законодательства. В США телемедицина была добавлена в большинство страховых планов, во Франции - покрывается социальной программой гарантий", - рассказал "Российской газете" председатель совета директоров медтехкомпании "Доктор рядом" Максим Чернин.
В нашей стране возможность проконсультироваться с лечащим врачом по телефону или скайпу - мечта многих пациентов. И все больше докторов идут им навстречу, но в большинстве случаев неофициально, исключительно по доброй воле. В частной медицине такое общение "врач-пациент" развивается куда быстрее.
"За последние два-три года телемедицина стала стандартом корпоративных программ добровольного медицинского страхования. В той или иной мере возможность дистанционных консультаций сейчас присутствует в большинстве корпоративных планов, - отметил Чернин. - При этом клиники и страховые компании до сих пор продвигали телемедицину лишь как дополнение к основным услугам. Им не удалось обеспечить интеграцию цифровых технологий с классическим форматом очной медицины. Поэтому онлайн сервисы сегодня в отрасли все еще используются как удобные добавки в дополнение к традиционному пути пациента".
Можно будет, находясь, например, во Владивостоке, получить консультацию столичного специалиста с уникальным опытом и не тратить деньги на билет
Программа, которая началась в рамках установленного правительством Экспериментального Правового Режима (ЭПР) для пациентов почти трех десятков медицинских учреждений, - это большой шаг вперед.
"В соответствии с этим режимом после очного первичного приема пациент может проходить наблюдение и консультации в удаленном формате в том же медицинском учреждении, в том числе, у любого другого врача данной клиники, а специалист вправе корректировать диагноз, назначать терапию и выписывать онлайн рецепты", - отметил эксперт.
"Будущее медицины - за дальнейшей взаимной интеграцией офлайн и онлайн каналов коммуникации медучреждений и пациентов в единую систему. Этому в немалой степени будет способствовать широкое применение приложений к гаджетам и мобильных медицинских приборов. Все, что в интересах пациента должно проходить в режиме очного приема, будет обеспечено офлайн, а то, что можно перенести в онлайн, - будет выполняться дистанционно. Когда телемедицина и очный прием будут взаимосвязаны, удастся обеспечить полную преемственность ведения пациента, а это то, к чему стремится современная медицина", - считает Чернин .
Что получит пациент в рамках эксперимента?
Первичный осмотр обязательно должен быть очным, однако после постановки диагноза дальнейшее наблюдение за пациентом и консультации могут проводиться дистанционно. Промежуток между очным приемом и онлайн консультацией не должен превышать 30 дней.Пациент имеет право обратиться в любое подразделение медучреждения, даже в другом городе и регионе. Он может консультироваться заочно не только у своего лечащего врача, который поставил диагноз, но и у других врачей в той же клинике. Предусмотрено, что это должны быть специалисты с опытом - стаж работы по специальности не менее семи лет.В рамках программы помощь не оказывают несовершеннолетним, а также пациентам с инфекционными заболеваниями.На онлайн-приеме врач может назначать и корректировать лечение, а также выписывать рецепты на лекарства.Главные преимущества эксперимента - экономия времени пациента на ожидание консультации, право выбора лечащего врача и возможность обратиться за помощью, находясь в любом городе и регионе.
"Возможность оперативной связи с квалифицированным медицинским специалистом практически в любое время и из любой точки страны и мира, - это огромный плюс программы, - подчеркивает Максим Чернин. - Для жителя крупного города это экономия времени, а для жителя небольших населенных пунктов и, особенно, удаленных территорий, зачастую это существенно повышает шансы на получение профессиональной консультации нужного врача, в том числе редкой специализации.
Такие телемедицинские услуги частично снижают и финансовые барьеры: как правило, цена на дистанционные консультации несколько ниже стоимости очного приема. Для многих людей визит к врачу - это еще и психологический вызов, надо собраться с моральными силами, а вот связаться с врачом по видео или аудио связи - гораздо проще. Все это в совокупности не только повышает удобство для пациента, но и способствует более раннему выявлению заболевания и началу лечения, что критически важно для его успешности".
Справка "РГ"
Полный перечень медорганизаций, участвующих в эксперименте
Субъектами экспериментального правового режима являются:
"Группа компаний "Медси";"Медси 2";"Медси Санкт-Петербург";"Клиника на Петроградской стороне";"Медси-Пермь";"Медси-Ижевск";"МК Доктор рядом" (Москва);"Доктор рядом";"Хорошее настроение" (Москва);"Клиника на Маросейке";"Берканамедика";"Национальный медицинский сервис";"Инновационная медицина";"М-Лайн";"РенКлиника";"Европейский Медицинский Центр";Клиническая больница "РЖД-Медицина" города Смоленск;Центральная клиническая больница "РЖД-Медицина, Москва;"Клиническая больница "РЖД-Медицина" города Ростов-на-Дону";"Клиническая больница "РЖД-Медицина" города Южно-Сахалинск";"Клиническая больница "РЖД-Медицина" города Омск";"Клиническая больница "РЖД-Медицина" города Краснодар";"Медориа";"Клиник-Тур";"Рефлекс Плюс";"Дженерал Медикал Центр-СП";"Медицинский центр "Врачъ";"Восток Запад".