США готовят санкции против Киргизии. Насколько это будет болезненно для России и других стран СНГ?
Через Киргизию в Россию большими партиями идут товары из Китая, Южной Кореи и Европы, утверждают источники The Washington Post. Часто — товары двойного назначения: китайские беспилотники, электроника, которую можно использовать не только в гражданских целях, запчасти для самолетов и так далее.
Объем киргизского экспорта в Россию в 2022 году вырос на 250% по сравнению с 2021-м. «Киргизия, хоть и небольшая по сравнению с другими страна, стала примером того, как все факторы одновременно создают неприемлемо благоприятные условия для уклонения [от санкций]», — приводит WP слова неназванного высокопоставленного американского чиновника.
Все помнят, как после визита высокопоставленных американских чиновников в Турцию в этой стране банки резко перестали принимать карты «Мир», как после аналогичных «бесед» начали рваться уже наработанные логистические цепочки, построенные с Казахстаном. В Бишкек тоже отправляли целые делегации, но разговоры не дали результата, отмечает независимый киргизский политолог Марс Сариев:
Марс Сариев независимый киргизский политолог «До этого здесь были многочисленные американские делегации. У Кыргызстана экономические связи с западным миром мизерные. А с Россией очень мощные экономические связи: поставки электроэнергии, больше 1 млн гастарбайтеров трудятся в РФ. Если в целом сравнивать, это несопоставимо. Поэтому я думаю, что Кыргызстан не поддастся на давление Запада».
Другие киргизские эксперты говорят, что у них есть вопросы и к заявленным цифрам по росту экспорта в Россию — с учетом того, что, по словам собеседников Business FM, киргизские власти и сами-то не особо владеют данными. Кандидат политических наук Чинару Эсенгул ранее рассказывала радиостанции о том, что примерно половина экономики страны находится в «серой» зоне.
Контролировать, а тем более как-то наказывать такую экономику властям США действительно будет крайне трудно, согласен адвокат, партнер BGP Litigation Сергей Гландин. Америка видит передвижение каждого доллара, но в случае с Киргизией этого мало, замечает эксперт:
Сергей Гландин адвокат, партнер BGP Litigation«В Киргизии, особенно если что-то делается наличкой, никакие следы не остаются. Там не публикуется таможенная статистика. Казахстан ее публикует, а в Киргизии еще 1990-е. Ничего не публикуется, следы не остаются. Если нал и если это рубль Российской Федерации, американский Минфин никогда об этом не узнает. Будет сложно вводить санкции».
С другой стороны, возможно, именно поэтому для каких-то серьезных санкций (о которых пока просто пишет американская пресса) выбрана именно Киргизия, допускает директор Международного института политической экспертизы Евгений Минченко:
Евгений Минченко президент коммуникационного холдинга «Минченко консалтинг», директор Международного института политической экспертизы «Кыргызстан выглядит в этом смысле удобной мишенью, потому что, с точки зрения Запада, он не настолько значим логистически, ресурсно и так далее. Страна небольшая, на ней можно потренироваться».
Плюс от таких действий (если они последуют) можно сразу получить пиар-эффект. И другие партнеры, через которых в Россию поступает параллельный импорт, могут воспринять этот месседж серьезно и еще более пристально оценить собственные риски.