Войти в почту

Какие навыки будущего нужно развивать уже сегодня

Раньше считалось, что справляться с карьерными и жизненными вызовами поможет широкий спектр набранных скиллов. Но сейчас самые важные навыки — это умение управлять неопределенностью и будущим: трендвотчинг и прогнозирование причин и последствий. Такой набор навыков дает опору и уверенность в своих решениях. Маркетинг-директор образовательной платформы Future Hub Марина Франкова рассказывает, как изучение будущего становится важной частью нашей жизни.

Марина Франкова

Маркетинг-директор образовательной платформы Future Hub

Что такое трендвотчинг и зачем он нужен современным людям

Трендвотчинг помогает понять, что происходит вокруг или в какой-то конкретной важной для вас области, и применять эти знания в рабочем и личном пространстве.

Мир изменился, горизонт планирования — тоже. Если раньше мы могли расписать жизнь на год вперед, то сейчас ― на 2 недели-месяц. Бизнес пытается строить более длительные стратегии. Все, кто держится на плаву и развивается, делают это благодаря тому, что вовремя научились ловить сигналы среды, то есть тренды.

Тренды бывают слабые и сильные. Наиболее яркие события, то есть сильные сигналы, замечают большинство, а вот слабые подвластны тем, кто развил этот навык специально, трендвотчерам. Сегодня это качество становится все более важным.

Следующий скилл, которому нужно учиться после трендвотчинга, это умение из хаотичного поля трендов собрать наиболее важные, оценить ситуацию в мире, бизнесе, вашей среде и группе и прикинуть, что будет дальше. Речь идет о прогнозировании, которое помогает делать адекватные выводы из картины трендов, строить гипотезы и оценивать влияние всего этого на команду, продажи, проекты и так далее. Однако прогнозы и стратегическое видение нужны не только управляющим огромными командами и корпорациями, но и обычным людям.

Прогнозирование поможет специалисту заранее предугадать, какие скиллы усиливать, чему доучиться, где искать карьерное продвижение. Наиболее яркий пример, это развитие нейросетей: специалисты, которые оказались «ближе» всего к замещению ИИ, такие как художники, райтеры, дизайнеры, программисты, заметили тренд раньше остальных. И только сейчас об ИИ узнал весь мир и начал потихоньку осваивать.

Сначала появляется слабый сигнал, например, новость на профессиональном ресурсе. Например, «Компания X начала внедрение нейросети». Затем информационный поток становится все шире, контекст углубляется. Люди начинают пробовать технологию и понимают, что за ней будущее.

Мы живем в эру технологической сингулярности. Вопросы «Нужно ли следить за технологическими трендами, учиться ими управлять, взаимодействовать с ними в профессии?» ― становятся риторическими. Каждые пять лет появляется новая технология, которая за год становится якорной для многих людей или областей. Был взрыв интереса к метавселенным, NFT, нейросети. Люди зашли туда и начали зарабатывать. Невозможно стать топовым специалистом, не следя за этим и не присваивая себе достижения разработчиков, ученых, бизнеса.

Следить за трендами нужно, чтобы:

Поддерживать высокое качество жизниЧтобы не устареть и успевать за прогрессомБыть конкурентоспособным на рынке работыГибко подстраивать планы под ситуацию в миреНаходить общий язык со своими детьми

3 уровня экспертизы в управлении будущим и как стать звездой футурологии

По мнению специалиста в области Futures studies & Decision sciences, спикера Future Hub Андрея Альтшуллера, развитие в этой сфере происходит поэтапно:

1 шаг. Освоение трендвотчинга ― фиксирование изменений, которые мы можем наблюдать прямо сейчас.

2 шаг. Тренд форкастинг ― учимся «накладывать» умение видеть тренды на будущее, расширяя прогнозирование на период не более 5 лет.

3 шаг. Futures studies ― идем учиться более продвинутой академической дисциплине, кросс-дисциплинарной науке, осваиваем множество практик, сценарное планирование. Вариант для руководителей крупных компаний, ученых, аналитиков и тех, кто мечтает стать видным футурологом. Кстати, футурологи будут такими же звездами, как голливудские супергерои.

В некотором смысле, это уже происходит, потому что Нассима Талеба цитируют даже те, кто никогда не читал его книг, но точно слышал про «Черного лебедя». Внутри клана прогнозистов тоже есть иерархия. Знаете ли вы, чем отличаются пророки/визионеры от исследователей и какой у них KPI?

По мнению Андрея Альтшуллера, KPI у пророков ― тиражи и продажи их книг, а не точное попадание в цель, в отличие от исследователей. К первым относятся такие мыслители как Юваль Ной Харари и Рэй Курцвейл, чьи предсказания сбываются далеко не всегда, и в книгах бывают отсылки на устаревшие работы, вышедшие из мейнстрима. Тем не менее, это яркие изобретатели и философы и их работы все равно нужно читать.

Разницу между пророком и исследователем можно проиллюстрировать так: Рей Курцвейл говорил, что в 2020 году нанороботы будут путешествовать по нашему телу, заболевания канут в лету, и наступит новая эра здоровья. Не случилось.

Насим Талеб, который относится к футрологам-исследователям, говорил, что «мы много путешествуем и обмениваемся всем, чем можно, так что, скорее всего, появится вирус, который быстро распространится и приведет к глобальной пандемии». Н

Как определить свое место в трендвотчинге и двигаться вверх

Общество делится на несколько типов в отношении изменений, согласно Теории диффузии инноваций Эверетта Роджерса:

Новаторы (2,5% населения) ― любят риск и ищут новизну, подхватывают тренды и активно ими пользуются, быстро адаптируются к изменениям, имеют гибкую психику, умеют менять жизненные и рабочие сценарии. Это локомотивы, которые ведут за собой остальных.Ранние последователи (13,5%) ― пользуются инновациями с большей осторожностью, чем новаторы, покупают новинки после того, как их купил лидер мнения или селебритиРаннее большинство (34%) ― консервативная группа населения, которая готова принимать новое после того, как это сделали другие. Освоение изобретерия это группой ― маркер того, что инновация вошла в сознание людей.Позднее большинство (34%) ― использование новинки этой группой говорит о том, что она перстала быть инновационной и перешла в разряд мейнстрима.Отстающие (16%) — наиболее консервативная группа, по-прежнему использующая кнопочную «нокию».

Оцените, к какому типу относитесь вы, и что нужно сделать, чтобы переместиться поближе к Новаторам.

Ищите платформы, сообщества, ресурсы, которые будут поддерживать вас 24 на 7 актуальной информацией, трендами, открытиями. Например, на платформе Future Hub есть курсы, в том числе по «Изучению будущего», 10 подборок на разные остро актуальные темы, можно выбрать программы и разобраться в любой теме, смотря видеолекции, слушая подкасты и читая конспекты.

Без каких скиллов не работает трендвотчинг

Помимо прогнозирования, важно критическое мышление, которое становится топовым soft skill. Оно очень ценно в условиях жесткой информационной повестки, огромного инфопотока в целом. Сюда же относятся медиаграмотность, научная грамотность и умение проверять факты, работа с когнитивными искажениями.

Как это помогает в трендвотчинге и прогнозировании? Например, вы можете заметить «сигнал» и грамотно его проверить, поняв о чем он, о чем говорят, а о чем умалчивают медиа.

Научная грамотность помогает уверенно чувствовать себя в море псевдо-научной и псевдо-экспертной информации. Это касается не только карьеры, но и, например, здоровья, когда вы увидели статью о новом подходе к физическим нагрузкам и продлению жизни и можете оценить ее научность и качество исследований.

Всем этим скиллам можно и нужно учиться. На Future Hub есть курсы, лекции, подкасты по каждой из затронутых тем. Среди преподавателей известные ученые и эксперты, начиная со Станислава Дробышевского, заканчивая Робертом Сапольски и Ильей Найшуллером.