“Коммерсантъ”: Российские учёные выяснили, откуда берутся Альцгеймер и Паркинсон

“Коммерсантъ”: Российские учёные выяснили, откуда берутся Альцгеймер и Паркинсон
© FBM.ru

Исследовательский центр “Фундаментальные основы биотехнологии” провел обширное исследование прионов, особенных структурных белков, которые являются характеристическими для дрожжей. Как сообщает “Коммерсантъ”, прионы дрожжей часто используются в качестве модели для изучения нейродегенеративных заболеваний, таких как Альцгеймер и Паркинсон.

Прионы являются ключевыми элементами в формировании амилоидных нитевидных скоплений, которые характерны для нейродегенеративных заболеваний. Они могут запускать цепную реакцию, приводящую к образованию скоплений и распространению по организму. Понимание прионов и их свойств может способствовать разработке новых лекарств, которые замедляют прогрессирование этих заболеваний у пожилых людей.

Ученые обратили особое внимание на дрожжевые прионы, исследуя их связь с производством белков. Один из наиболее изученных прионов – Sup35 – играет важную роль в этом процессе. Мутации в геноме могут приводить к нарушению синтеза белков, однако Sup35 способен преодолеть эти мутации и позволить нормальному образованию белка.

Например, мутация гена ade1-14 приводит к образованию красного пигмента в дрожжевых колониях из-за синтеза аденина. Однако, наличие Sup35 внутри клетки может компенсировать эту мутацию, позволяя полноценно синтезировать аденин. В результате колонии дрожжей становятся белыми или розоватыми в зависимости от активности приона.

Хотя исследования проведены на дрожжах, их результаты могут способствовать более глубокому пониманию механизмов нейродегенеративных заболеваний и разработке новых подходов к их лечению.