Инопланетные гости. Отмечаем Всемирный день астероида

Сегодня во всем мире отмечается День астероида. Дата была провозглашена Генеральной Ассамблеей Организации объединенных наций. 30 июня было выбрано неслучайно, именно в этот день в 1908 году с Землей столкнулся Тунгусский метеорит, пролетевший над Восточной Сибирью. Взрывную волну, сравнимую по мощности с взрывом водородной бомбы, тогда фиксировали ученые разных стран. На площади двух тысяч километров были повалены деревья, погибли животные. Падение Тунгусского метеорита стало крупнейшим из тех, которые мог наблюдать человек. Знаковое событие для нашей страны произошло и в 2013 году, когда в окрестностях озера Чебаркуль упал Челябинский метеорит. «Самый крупный его фрагмент упал в этот водоем. Сейчас он находится на хранении в челябинском музее», - рассказала нам сотрудник Научно-учебного музей землеведения МГУ, расположенного в главном корпусе университета Лариса Дмитриевна Семенова. ВНЕЗЕМНАЯ КОЛЛЕКЦИЯ В музее на Воробьевых горах хранятся фрагменты Челябинского метеоритного дождя в виде оплавленных обломков. По словам Ларисы Дмитриевны, Челябинский метеорит не содержит в своем составе радиоактивных химических элементов. В свою очередь, говоря о метеоритах, руководитель группы образовательных программ музея, доктор педагогических наук, кандидат биологических наук Людмила Попова отмечает, что он могут упасть в любой точке Земли. Но чаще всего их фрагменты находят в пустынях или тундре. «Это связно с тем, что на этих территориях растительность достаточно скудная или вовсе отсутствует. А значит заметить небесный объект гораздо проще», -отмечает она. В музейной экспозиции представлен осколок Сихотэ-Алинского метеорита, упавшего в Приморье в феврале 1947 года. Его вес составляет свыше 40 килограммов. Метеорит раздробился в атмосфере и выпал железным дождём на площади около 35 квадратных километров. Участниками научных экспедиций было собрано более 3500 фрагментов общей массой 27 тонн. ЦЕННАЯ НАХОДКА Среди интересных экспонатов метеориты Царев и Дронино. Метеоритный дождь Царев был зафиксирован 6 декабря 1922 года на границе на территории современного Ленинского района Волгоградской области. Падение космического тела тогда наблюдали местные жители. Однако отправленным на поиски экспедициям долго не удавалось обнаружить его фрагментов. За находку даже была назначена награда в размере 100 рублей золотом по установленному тогда курсу. Но, несмотря на все усилия, первые осколки метеоритного дождя были найдены лишь в 1968 году при распашке полей совхоза «Ленинский». Весной 2021 года Музей землеведения МГУ стал участником поисковой экспедиции в Волгоградскую область. Исследователям удалось обнаружить образец каменного метеорита, который теперь хранится в музейной коллекции. В свою очередь Дронино — крупный и старейший на территории нашей страны ископаемый метеоритный дождь (время выпадения – более 10 тысяч лет назад), который был обнаружен в апреле 2003 года в окрестностях одноименной деревни, расположенной в Касимовском районе Рязанской области. Во время сбора грибов нашел его совершенно случайно житель Москвы. Фрагмент метеорита также хранится в музее. ЛУННЫЙ ПРИВЕТ А совсем недавно коллекцию пополнил лунный метеорит, обнаруженный в 2012 году в Марокко. В свою очередь, впервые фрагмент редчайшего представителя внеземного вещества был найден американским исследователем Джоном Шуттом в Антарктиде в 1982 году. Сейчас мы ждем разрешения от Музея землеведения на его посещение и подготовку материала о лунном метеорите. В настоящее время Музей землеведения МГУ закрыт для посещения. Осенью здесь начнется масштабный ремонт. Между тем, ознакомться с экспозицией в любое удобное время можно на его официальном сайте. Кроме того, в виртуальное путешествие также приглашает музейный YouTube-канал. Здесь, в частности, размещены отдельные ролики, посвященные метеоритам. Также можно увидеть, как проходила экспедиция по поиску метеорита Царев. Сантиметр за сантиметром специалисты с металлоискателями прочесывали территорию. Музеем землеведения также разработаны различные образовательные проекты для учеников и преподавателей школ. В настоящее время они проходят в онлайн-формате.

Инопланетные гости. Отмечаем Всемирный день астероида