Председатель исполнительного комитета "Движения против рака" Светлана Бокова в интервью "РГ": Финансирование борьбы с раком требует индексации
В стране с 2019 года реализуется федеральный проект "Борьба с онкологическими заболеваниями". О ходе его реализации и предварительных результатах "РГ" рассказала председатель исполнительного комитета Межрегионального общественного движения "Движение против рака" Светлана Бокова.
Светлана Евгеньевна, какие изменения в системе оказания онкологической помощи за это время произошли?
Светлана Бокова: Реализация федерального проекта дает неоспоримые результаты. Прежде долгое время пациентов волновали проблемы доступности лекарственной и высокотехнологичной помощи, сложности в маршрутизации пациентов. С начала реализации федерального проекта очень многое в оказании помощи по профилю "онкология" удалось улучшить. За 5 лет открыто более 470 центров амбулаторной помощи из 500, которые было запланировано открыть до конца 2024 года.
Все это приблизило помощь к пациенту, теперь есть возможность пройти обследование, получить консультации, амбулаторное лекарственное лечение, не покидая места жительства, не отрываясь от своей семьи и близких.
Еще один важный шаг - новый порядок оказания онкологической помощи, который вступил в силу в январе 2022 года.
Теперь система маршрутизации пациента, сроки получения медицинской помощи стали абсолютно прозрачными. Еще одно важное изменение - регламентирование условий проведения телемедицинских консультаций. Ведь они являются важным инструментом получения "второго мнения" от специалистов федеральных центров, доступных каждому пациенту вне зависимости от места проживания.
Мы находимся на постоянной связи практически со всеми регионами и профильными медицинскими учреждениями страны и видим, как развивается служба, перевооружаются онкодиспансеры, какая серьезная работа идет по подготовке медицинских кадров. Все это результаты работы, ведущейся по федеральному проекту.
Изменилось ли за годы реализации проекта качество диагностики и лечения рака? Что этому способствовало?
Светлана Бокова: Конечно, и это также результат проекта и мощного финансирования онкологической службы, которого не было за всю ее историю. Техника становится все более точной, профильные медицинские учреждения получают высокотехнологичное оборудование. Не будем забывать и о повышении квалификации врачей, что также является одним из приоритетных направлений. Под эгидой главных федеральных онкологических центров проводятся форумы с международным участием, конференции, семинары, мастер-классы - как в очном, так и в онлайн-формате. Все это повышает качество помощи пациентам.
Благодаря улучшению диагностики и лечения число онкопациентов растет, что требует пропорционального финансирования лекарственного обеспечения
Достаточно ли выделяется средств и объемов медицинской помощи для обеспечения пациентов согласно клиническим рекомендациям?
Светлана Бокова: Государство, безусловно, выделяет значительные средства на борьбу со злокачественными новообразованиями, в том числе и на лекарственное обеспечение. Мы можем судить об этом по изменениям в количестве обращений в адрес нашего движения от пациентов по поводу отказа в лечении или проблем, связанных с лекарственным обеспечением. Да, вопросы остаются, но речь чаще идет не об отказах, а о сроках получения необходимых лекарств или правомерности замены одной схемы терапии на другую. С этим мы помогаем разобраться.
За годы реализации федерального проекта по онкологии снизилась смертность от рака и увеличилась продолжительность жизни
С другой стороны, качество диагностики стало существенно лучше. Как следствие, повышается выявляемость злокачественных новообразований (ЗНО) . Благодаря появлению новых методов лечения снижается смертность и увеличивается продолжительность жизни пациентов с уже диагностированными ЗНО. Такие пациенты часто принимают терапию длительно. Все это увеличивает издержки. Таким образом, число пациентов, нуждающихся в лекарственном обеспечении, постоянно растет. Поэтому мы считаем, что финансирование программы по борьбе с онкологией должно индексироваться ежегодно.
Доступны ли сегодня пациентам инновационные методы терапии онкологических заболеваний? Какие инициативы реализуются сегодня, чтобы повысить их доступность?
Светлана Бокова: Беспрецедентное финансирование, выделяемое на онкопомощь, рассчитано и на закупку современных препаратов, и на переоснащение. По официальным данным, только в 2022 году в программе по переоснащению участвовали 146 региональных медицинских учреждений, по итогам года введены в эксплуатацию более 1,4 тысячи единиц медицинских изделий, в том числе 92 единицы "тяжелого" оборудования. Дооснащены современным медицинским оборудованием 69 федеральных медицинских организаций. Введено в эксплуатацию более 2,8 тысячи единиц медицинских изделий, в том числе 218 единиц "тяжелого" оборудования, включая 33 аппарата КТ, 12 линейных установок, 21 аппарат МРТ. В 2022 году в программе по дооснащению (переоснащению) участвовали 62 федеральные медицинские организации, введены в эксплуатацию 630 единиц медицинских изделий, в том числе 58 единиц "тяжелого" оборудования. Клинические рекомендации, выпускаемые под эгидой Ассоциации онкологов России, постоянно обновляются и дополняются. Лечение граждан проводится по единым протоколам, регламентированным клиническими рекомендациями. И если пациенту показано применение инновационных методов терапии, они будут ему назначены.
470 центров амбулаторной онкологической помощи открыто за 5 лет
В СМИ встречаются сообщения о том, что онкологическим пациентам приходится покупать препараты за свой счет. Обращаются ли пациенты с подобными запросами в вашу организацию?
Светлана Бокова: По этому поводу пациенты обращаются нечасто. Наша юридическая служба дает консультации о порядке возмещения таких покупок. Я не могу припомнить обращение, по которому бы возмещение не проведено, если все документы оформлены правильно. "Движение против рака" занимается юридическим сопровождением пациентов, и если он обратился к нам заранее, мы стремимся изыскать все возможные пути, чтобы пациент получил препарат бесплатно, пусть иногда и не совсем в установленные сроки. Поверьте, государство это гарантирует.
Какие дополнительные решения, на ваш взгляд, необходимы для повышения доступности современной лекарственной терапии для онкобольных?
Светлана Бокова: Я занимаюсь помощью онкологическим больным с 2008 года и могу сказать, что сегодня законодательная система полностью стоит на страже интересов пациентов. Самое главное - знать свои права и иметь возможность их реализовать. Именно для этого мы и работаем.