Мова в законе: Надо в Киеве построить Колизей – и Украина вновь станет Россией

Киевский режим насаждал смесь украинского языка с польским, а учебник, который подготовило министерство просвещения России, учит классическому украинскому языку, заявил РИА Новости министр просвещения России Сергей Кравцов.

Мова в законе: Надо в Киеве построить Колизей – и Украина вновь станет Россией
© Свободная пресса

«Мы подготовили (учебник украинского – прим.), причем это – учебник классического украинского языка. Ведь киевский режим насаждал и проповедовал такой – смесь с польским языком. Это уже был не тот традиционный украинский язык, который, в том числе, изучали в советское время. Поэтому мы подготовили учебник для первого класса», – сказал он, отметив, что у школьников в Херсонской и Запорожской областях с нового учебного года будет возможность изучать украинский язык при желании.

А будет ли такое желание? В ДНР и ЛНР желающих совершенно не оказалось? Или опять будут навязывать украинский язык и культуру?

Да и есть ли он вообще, отдельный украинский язык? Прав ли Кравцов, говоря о том, что тот украинский, который существует сегодня на Украине это смесь мовы с польским?

– Да, прав, – считает доктор философских наук, зав. кафедрой социологии и управления БГТУ им. В.Г. Шухова Михаил Игнатов.

– Тот язык, который принято на нынешней Украине называть, собственно, «украинским» – это дикая смесь диалектов, которую при этом постоянно «модернизируют» в угоду политической повестке. Добавление элементов польского в этом случае естественно. Так же не стоит забывать о том, что множество украинцев ездят на заработки в Польшу, что оказывает на «мову» огромное влияние.

«СП»: Некоторые эксперты считают сам украинский язык диалектом. Ваше мнение?

– Если называть Украину окраиной Российской Империи, то да – украинский язык является диалектом. Но формально сейчас Украина – это отдельное государство со своим языком. В общем, тут все зависит от того, как настроена «исследовательская оптика» на данный вопрос.

«СП»: По словам Кравцова, учебник, который подготовило министерство просвещения России, учит классическому украинскому языку. А нужен ли он вообще? В Донбассе он, к примеру, оказался никому не нужен…

– Российская Федерация – это страна, где проживает более 190 народов, так-то. И многие из них имеют учебники своего родного языка. Это нормально. Главное, чтобы все прежде всего учили русский, праздновали 9 мая и прочие совместные даты – проще говоря, чтобы имели общее поле традиций и ценностей.

«СП»: Нет ли опасности новой насильственной украинизации новых территорий? Это в нашей политической традиции – демонстрировать, что «мы не такие», преувеличивать значение культур и языков – и в итоге насаждать их тем, кто этого не хочет…

– Риск есть всегда, особенно если ничего не предпринимать для его предотвращения. Думаю, мы достаточно получили исторических уроков, чтобы предотвращать подобные ситуации в зародыше.

«СП»: По-вашему, у нас вообще правильное представление, сколько на Украине на самом деле носителей украинской культуры? С чем нам придется столкнуться на новых освобожденных территориях и в плане языка, и в плане менталитета?

– Ну с чем нам придется столкнутся? С необходимостью организовывать системную работу по насаждению общих культурных ценностей. Вот как, к примеру, поступала Римская Империя. Они не выжигали предшествующую культуру. Они ставили везде Колизей, где проводились общие для Империи празднества и строили хорошие дороги, чтобы люди могли путешествовать – и так создавали общее культурное пространство. В общем, тем проблемы, которые нам предстоит решать, имеют огромный перечень решений, проверенных самой историей человеческой цивилизации.

– К сожалению наше чиновничество и политикум за весьма редкими исключениями демонстрируют низкий образовательный уровень, – уверен директор Центра общественного и информационного сотрудничества «Европа» Эдуард Попов.

– Министр просвещения Кравцов, увы, подтвердил общее печальное правило. Делая столь громогласные невежественные заключения, он не удосужился выяснить у специалистов историю вопроса. Так называемый украинский язык есть искусственный конструкт: смесь сельских малороссийских говоров с польским.

«СП»: Кравцов говорит, что учебник, который подготовило министерство просвещения России, учит классическому украинскому языку. А нужен ли он вообще?

– Классический украинский язык – классический пример искусственно созданного языка. Для характеристики так называемого украинского языка я уже много лет использую мною изобретенный термин «славянский эсперанто». Эсперанто был создан на основе итальянского языка для оперы, украинский на базе польского языка и малороссийских наречий – для политики. Об истории «украинского языка» существует достаточно обширная научная литература. Советую г-ну Кравцову ознакомиться с ней хотя бы в обзорном виде. Это первое. Второе. На Украине вытравливается все русское, уничтожаются памятники Пушкину, на макулатуру выбрасываются книги на русском языке. В свете этого украинского варварства инициатива чиновника Кравцова выглядит некоей версией мазохизма, к тому же оплачиваемой за государственный счет. С такими руководителями как Кравцов, враги нам не нужны. Мы опять наступаем на те же грабли и создаем за наши деньги новую «хорошую» Украину. Для того чтобы показать, что «мы не такие». Увы, этот российский идиотизм является системным.

«СП»: В ДНР и ЛНР от украинского вообще отказались из-за отсутствия спроса. А в Запорожской и Херсонской области будет также? Или там все же больше мовоговорящих?

– В новых областях России сильны проукраинские настроения. Очень вероятно в школах Херсонской и Запорожской областей будет спрос на украинский язык.

Российские чиновники высокого ранга вроде г-на Кравцова, навязывая преподавание «правильного» украинского языка, по сути будут спонсировать – из нашего кармана – новую проукраинскую пропаганду. Сколько можно наступать на одни и те же грабли? На Украине уничтожается все русское, мы же должны тратить свои скудные ресурсы на искусственное поддержание жизни в 1) языке искусственном и 2) языке и культуре нам смертельно враждебных.

«СП»: Если гипотетически представить себе освобождение новых территорий и присоединение их к России, что ждет украинский язык там? В том же Киеве, до майдана, во всяком случае, большинство говорило по-русски, и мова воспринималась как показатель «деревенскости»…

– Если оставить все как есть, украинский язык постепенно отомрет. Его спасала только целенаправленная политика Советской власти, которая миллионами печатала книги на украинском и при этом создавала острейший дефицит книг на русском. Украинский язык не только искусственен – он еще очень беден. Поэтому он был неконкурентноспособен даже на Украине, власти которой прилагали титанические усилия для его искусственного поддержания на плаву. Этому посвящено новейшее языковое законодательство Украины. Парадокс, но г-н Кравцов, по сути, проводит языковую политику, аналогичную пану Зеленскому. Настаиваю на том чтобы вопрос о языке был вынесен на всеобщее рассмотрение, а не решался в чиновничьих кабинетах. И да, вы правы: мова всегда была отличительной чертой селянина и хуторянина. Сколь-нибудь грамотный человек на Украине говорил по-русски. Кравцов предлагает архаизировать население новых территорий.