Собянин подвел первые итоги работы флагманских больничных центров
Открывшиеся в этом году два первых флагманских центра городских больниц приняли уже более 30 тысяч пациентов. Больные получили комплексную медицинскую помощь, за жизнь некоторых из них врачи начали бороться с первой минуты поступления - например, направляли в гибридные операционные, где их одновременно оперировали хирурги разных специализаций. Первые итоги работы флагманов подвел мэр столицы Сергей Собянин.
Он напомнил, что всего до конца года планируется создать сеть из шести флагманских центров. Их также называют скоропомощными стационарными комплексами - они рассчитаны именно на экстренную госпитализацию и представляют собой не просто отремонтированные здания с новым оборудованием, а клиники, где применен новый принцип оказания помощи. Например, пересмотрена логистика движения больного и внедрена концепция "Врач к пациенту" - медики сами приходят к больному и делают необходимые процедуры, а не вынуждают его ходить по бесконечным больничным коридорам и не заставляют ждать в очередях.
Из шести уже открыты два таких комплекса - в больнице им. В.В. Вересаева и НИИ им. Склифосовского. В больнице Вересаева в январе был открыт первый такой центр - с тех пор он принял более 20 тысяч пациентов или порядка 150 человек в сутки.
"Проведено более 7,5 тысяч операций, в том числе в гибридных операционных, - рассказал Собянин. - Порядка 40 процентов пациентов - инфаркты, инсульты и другие сердечно-сосудистые заболевания. Примерно треть - аппендицит, холецистит, панкреатит и другие острые хирургические патологии. Чуть больше 15 процентов - травмы и отравления. Примерно каждый пятый пациент был направлен по "красному" потоку. Врачи приступали к борьбе за его жизнь с первой минуты поступления в стационар".
Во флагманском центре НИИ им. Склифосовского, принявшем первых пациентов 6 марта, результаты тоже впечатляющие. За три месяца работы туда поступили более 11,5 тысячи человек, проведено более тысячи операций, 70 из которых - в гибридных операционных. Учитывая профиль Склифа, туда чаще всего попадают больные с травмами и острыми хирургическими патологиями.
Одна из особенностей новых стационарных комплексов состоит в том, что с пациентами там работает не только медицинский персонал. Впервые в городском здравоохранении в больницах появились социальные координаторы - люди, которые помогают больным решать самые разные проблемы. Связаться с родственниками, восстановить утраченные документы, помочь не оказаться на улице после выписки - за эти и другие вопросы отвечают координаторы. В команде с ними работают и психологи, которые помогают пациентам справиться со стрессом, тревогой и переживаниями. "Для получения помощи не нужно писать никаких заявлений. Достаточно пригласить социального координатора или психолога и рассказать о проблеме, - подчеркивает Собянин. - Особое внимание специалисты уделяют пожилым, людям с инвалидностью, многодетным семьям, но поддержку может получить каждый".
Высоко работу новой системы помощи оценивают и сами врачи. Руководитель флагманского центра Склифа Навзади Фархад отмечает, что медики заранее готовы к приезду скорой помощи благодаря программе, которая есть у сотрудников в регистратуре и у врачей распределительного поста. "Они видят - какой пациент едет, с каким предварительным диагнозом. Мы видим, нужна ли ему реанимация или операционная, готовим бригаду, а если потребуется, можем усилить команду специалистов", - объясняет врач.