Учащимся медиаклассов рассказали, как отличить и разоблачить исторические фейки
В рамках патриотического клуба «Живая история» в студии сетевого телевидения газеты «Вечерняя Москва» 20 июня прошел мастер-класс на тему «Исторические фейки и способы их разоблачения». Проект является победителем Конкурса Грантов Мэра Москвы и реализуется при поддержке Комитета общественных связей и молодежной политики города Москвы.
О том, как пользоваться источниками для выявления подлинной истории России и как противодействовать ее фальсификаторам, школьникам рассказали: Лидия Малыгина — доктор филологических наук, заведующая кафедрой медиаобеспечения государственных интересов и национальной безопасности Института права и национальной безопасности РАНХиГС, профессор МГУ имени М.В.Ломоносова; Александр Клейтман — доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник отдела источниковедения и историографии истории науки и техники Института истории естествознания и техники им. С.И. Вавилова РАН, профессор РТУ МИРЭА; Сергей Маклаков — начальник отдела аналитического обеспечения АНО «Диалог Регионы», аналитик, эксперт фактчекингового проекта «Лапша Медиа»: Екатерина Баранова — доктор филологических наук, профессор РГСУ; Владимир Суворов — генерал-майор, доктор политических наук, профессор, декан факультета национальной безопасности Института права и национальной безопасности Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации.
Как пояснил учащимся медиаклассов Александр Клейтман, исторический источник — это произведение духовной или материальной культуры, которое непосредственно отразило на себе событие или явление, процессы прошлого.
— Он по времени создания должен быть максимально приближен к самому событию, — пояснил он .
Соответственно, художественное произведение не может быть историческим источником, так как здесь частично присутствует вымысел, субъективная оценка автора. К достоверным источникам, которые могут рассказать о военных событиях прошлого, можно отнести архивы, документы воинских частей, воспоминания непосредственных участников.
Эксперты предупредили школьников, что особенно внимательными следует быть при работе с зарубежными источниками.
— Часто наблюдается такое явление как дезинформация, это средство политической борьбы. При работе с зарубежными источниками нужно учитывать особенности языка, менталитета, — пояснил Владимир Суворов.
В недостоверных и ненадежных источниках информации могут встречаться фейки . Фейк — это что-либо ложное, недостоверное, сфальсифицированное, выдаваемое за действительное, реальное с целью ввести в заблуждение.
— Выделяют виды фейков по степени искажения информации: абсолютная ложь, частичная ложь (искажение отдельного факта), чрезмерно субъективная оценка, сокрытие информации, — пояснила Лидия Малыгина.
Сергей Маклаков добавил, что фейк является сверхфактором риска для государства, для СМИ, и для отдельного человека.
— Если СМИ постоянно публикует фейки, то оно утрачивает доверие читателей, могут наступить правовые последствия, — отметил он.
В свою очередь Екатерина Баранова добавила, что фейк в СМИ может проявляться не только в искажении фактов, но и выборе синонимов для описания одного и того же события или явления.
Эксперты пояснили школьникам, что разоблачение фейков происходит в несколько этапов. Во-первых, необходимо сформировать массив источников, проанализировать их, сравнить информацию, а затем сформулировать итоговую оценку и доказательную базу.
После лекции учащимся медиаклассов провели экскурсию по мультимедийной редакции газеты «Вечерняя Москва». В ходе экскурсии школьники познакомились с технологией, деталями работы и выпуска газеты.