Технологии современности: что будет с миром, когда в мозги начнут вживлять чипы

Технологии вживления в мозг имплантов сотворят чудеса, утверждает американский миллионер Илон Маск. Но есть ли гарантия, что игры с разумом принесут людям больше пользы, чем вреда?

Технологии современности: что будет с миром, когда в мозги начнут вживлять чипы
© Вечерняя Москва

При определенной фантазии с мозгом можно вытворять что угодно: выносить, парить, канифолить, компостировать, взрывать, попытаться пропить и далее по списку. Но в век стремительно набирающих скорость достижений технического прогресса полезнее мозгами шевелить. Хотя бы для того, чтобы разобраться: а не пудрят ли нам их, сбивая с толку амбициозными идеями.

Взрыв мозга

Пиарить свои идеи самоназванный «технокороль» Илон Маск умеет. Кто не слышал о его планах покорить Марс? Правда, что-то у него там не срослось. Как, впрочем, и с 99 процентами «перспективных» проектов технокомбинатора. Придумает что-то, а потом — ах, опять не получилось. Но миллиардеру, зачитывавшему в детстве до дыр книгу «Властелин колец», очень хочется стать великим.

И мир спасти заодно. Например, вживив человечеству в мозг чип от всех болезней. После скандальных экспериментов на обезьянах (по данным забивших тревогу ученых Калифорнийского университета, из 23 подопытных в муках умерли 15 животных) принадлежащая Маску компания Neuralink все-таки получила от Управления по санитарному надзору за качеством пищевых продуктов и медикаментов (FDA) разрешение приступить к клиническим испытаниям мозговых чипов на людях. Вопрос, как бизнесмену удалось его добиться, конечно, риторический.

«Разрешение американского регулятора на проведение частной компанией клинических исследований нейротехнологий на людях можно рассматривать как очередную победу бизнеса по снятию ограничений, в том числе и морально-этических, по проведению экспериментов с живыми людьми в целях повышения производительности труда и эффективности бизнес-моделей», — считает декан факультета «Цифровая экономика и массовые коммуникации» Московского технического университета связи и информатики Сергей Гатауллин. Но Маск, естественно, акцентирует внимание на гуманитарной миссии, заявляя, что вживленный датчик позволит контролировать гормоны, справляться с тревожностью, излечит слепоту, глухоту, болезни Паркинсона и Альцгеймера и заставит мозг работать эффективнее.

Теневое правительство и искусственный вирус: четыре теории заговора, которые популярны до сих пор

— Вообще-то, идея эта не нова, — комментирует нейробиолог Антон Волков. — Еще в 1870 году немецкий психоневролог Эдуард Гитциг проводил эксперименты по стимулированию электрическими импульсами мозга собаки, доказав, что это в принципе возможно. В Японии занимались дистанционным управлением мозгом тараканов, в Китае провели испытания по управлению полетом голубей с помощью нейрочипа. Есть и разработки по вживлению имплантов, помогающих парализованным людям силой мысли двигать предметы. Но все технологии нейроинтерфейсов пока находятся на ранних этапах разработки. Кстати, подобные исследования велись и у нас в стране.

Действительно, года два назад сообщалось о федеральной программе по чипированию «Мозг, здоровье, интеллект, инновации», реализовать которую должны были ученые МГУ совместно с Российской академией наук. Планировалось развивать технологии нейроинтерфейсов, при которых можно управлять компьютером или экзоскелетом. Отечественный проект должен был составить конкуренцию разработкам Маска. Однако Минобрнауки РФ сообщило, что «на уровне правительства принято решение о нецелесообразности программы по чипированию мозга».

Семь раз отмерь

При всей привлекательности возможностей чипизации научный мир озвучивает множество сомнений как технического, так и этического толка.

— Мы сталкиваемся с дилеммой: насколько далеко можно зайти, прежде чем переступить грань между прогрессом и потенциальной угрозой, — говорит ИT-маркетолог Владимир Кривов. — Идея о вживлении чипов в мозг вызывает страх перед контролем над мыслями, телом, состоянием здоровья и свободой личности. Что если подобные технологии будут использованы для манипуляции сознанием или контроля над людьми? Как защититься от потенциального злоупотребления этой властью? Можно ли ставить подобные опыты на людях? Важно помнить, что технологии сами по себе не носят ни положительного, ни отрицательного характера. Они являются лишь инструментами, а их эффект зависит от способа их применения и от того, как будут преподнесены результаты обществу.

Он умеет думать: российские ученые вырастили в пробирке уникальный искусственный мозг

Все так. И прежде чем совать что-то в человеческий мозг, хорошо бы взвесить все за и против. Речь ведь идет об имплантации микросхемы в ткань головного мозга. У Канта есть замечательное изречение, что использовать человека даже ради всеобщего блага недопустимо. А, согласно ВОЗ, между прочим, воздействие на мозг человека в исследовательских целях считается недопустимым и неоправданным риском для здоровья и жизни решившихся участвовать в экспериментах добровольцев. По мнению заведующего лабораторией нейрофизиологии и нейроинтерфейсов биологического факультета МГ У имени Ломоносова профессора Александра Каплана, «мозговой имплант, разработанный компанией Маска, придется доставать из мозга каждые два года — пять лет, а затем устанавливать новый, так как устройство будет зарастать соединительной тканью».

— Любое программное обеспечение содержит какое-то количество ошибок, и чем оно сложнее, тем ошибок больше, — говорит программист Тимофей Проклов. — И для того чтобы предотвратить опасность вмешательства в человеческое сознание в век киберпреступлений, одним из обязательных условий вживления импланта в мозг человека должна быть полная автономность и отсутствие соединения с сетью.

О рисках превратить человека в живую куклу, управляемую извне, говорит и доцент факультета психологии Государственного университета просвещения Александр Кононов. По мнению ученого, встает острый вопрос об аутентичности пациента, перенесшего операцию по чипированию: где гарантия, что после такого вмешательства он останется дееспособным?

Гарантий нет. Впрочем, как и толпы желающих поучаствовать в экспериментах Маска. Опрос американской социологической компании показал: 76 процентов граждан США против вживления чипов для улучшения когнитивных способностей мозга. В нашей стране к идее чипирования людей отрицательно относятся 77 процентов респондентов, сообщает Всероссийский центр изучения общественного мнения.

— Вопрос о проведении подобных опытов на людях затрагивает области этики, медицины, права и технологии, — считает эксперт в области кибербезопасности Сергей Белов. — Необходимо учесть возможные риски и последствия, включая вопросы приватности и вероятность злоупотребления. Важно убедиться, что технология достаточно зрела и надежна для применения в таких важных и чувствительных областях, как мозг человека. В конечном счете все будет зависеть от того, как общество решит сбалансировать потенциальные преимущества этих технологий с потенциальными рисками.

Есть шанс доиграться

Казалось, успешность экспериментов над, прости господи, тараканами, крысами, свиньями и макаками вряд ли убедит обывателя в абсолютной безопасности для человека разумного. Однако после того как компания Neuralink продемонстрировала в сети обезьяну по кличке Пейдж, играющую в компьютерную игру «силой мысли» благодаря вживленному в мозг интерфейсу, виртуальный мир потребителей игрового контента буквально захлебнулся в восторгах.

«Вы видели стартап Маска? — пишет на одном форуме геймеров некий «Саша-киборг». — Это — вау!» Несмотря на краткость мысли, ее тут же подхватывает еще один участник обсуждения Марат Апаканов: «Наконец можно будет на PC играть без джойстика, у которого то батарейка сядет, то кнопки западают». А Алексей Ясенчук с завистью констатирует: «Даже обезьяна играет лучше меня. Хочу такой же чип!»

Макака, как говорит Илон Маск, счастлива и живет «в лучшем обезьяньем пространстве». «Для мотивации животного взаимодействовать с компьютером ученые использовали банановый смузи», — торжественно сообщается в видеоролике. На крючок пиара, впрочем, попались не только юные геймеры. «Вы только подумайте: возможность предотвращать инсульты, рассеянный склероз, проблемы нарушения слуха, зрения, движения, да и лечение сотен других болезней!» — пишет на околонаучном сайте Валерий Истишев.

Не слишком разбирающимся в нейробиологии запудрить голову проще простого. Между тем даже современная наука пока далека от абсолютного понимания, как работает человеческий мозг. И проблема, точнее — серьезная опасность, не только в том, что риск взлома имплантированного чипа или сбоя в его работе может привести к летальным последствиям. Чувства, эмоции, людскую способность мыслить неординарно и порой непредсказуемо тоже не стоит сбрасывать со счетов. И так ли совершенен наш мир с точки зрения ментальности, нравственности и морали, чтобы получить в руки сверхтехнологии?

«Наука — мощнейшая вещь, даже мощнее, чем думают простые люди. И она, конечно, опасна. Если не будет правильного воспитания, в подлинном смысле этого слова, то у нас есть все шансы доиграться», — отмечает ведущий ученый в области нейронауки, психолингвистики и теории сознания, доктор биологических наук, член-корреспондент РАО Татьяна Черниговская. Говорила она об этом и на Санкт-Петербургском международном культурном форуме, подчеркивая, что «стремительное развитие науки и технологий может изменить человечество или даже взорвать его». К сожалению, предостережения российского ученого не распространяются в информационном пространстве так же массово, как «видосики» от американского фантазера. А ведь Черниговская еще семь лет назад предупреждала: «Всегда найдется какой-нибудь миллиардер, который купит остров в Индийском океане, пригласит туда крупных ученых и создаст им прекрасные условия для работы. Там будет лучшая в мире аппаратура, все препараты — все что нужно.

И они вам клонируют кого хотите — из тех соображений, что это интересно. Очень маленький процент людей в такой ситуации сядет и подумает: а должен ли я это делать? Нужно ли это делать? Ведь достаточно, чтобы появился один такой с чипом в башке, который удвоит его когнитивные возможности, память, скорость мышления, как сразу же появятся и другие. Это неизбежно. Но сможем ли мы съесть это блюдо?»

Смузи, мотивирующее макаку, — слишком дорогая цена за риск утратить человечность и превратиться в бессловесное стадо биороботов. И пока каждый, даже наивный подросток, это не поймет, взрывать мозг играми в богов уж точно не стоит.

ЦИФРЫ

Мозг взрослого человека содержит 100 миллиардов нейронов. Длина всех нервных волокон в полушариях мозга составляет 500 тысяч километров. Площадь коры головного мозга составляет около 20 квадратных метров.

Длина всех нейронных связей головного мозга — более 1миллиона километров, что равнозначно трем расстояниям от Луны до Земли. Скорость распространения нервного импульса достигает 288 км/ч. А объем памяти головного мозга составляет около 6 петабайт.

ЗА

Дмитрий Нова, аналитик, изобретатель:

— Это поразительное достижение науки! Нужно думать не о контроле разума, а о тех, кто попал в аварию, потерял зрение, лишился конечностей, был рожден с ДЦП, — новые технологии могут помочь им обрести автономную, независимую от окружающих жизнь. Нарушением этики было бы отказать таким людям в доступе к подобным технологиям. Если человек согласен, мнение общественности не имеет права на существование. Аморальными являются эксперименты над людьми без их согласия.

ПРОТИВ

Вероника Симонова, психолог:

— Идея управления мозгом через электронный девайс создает ощущение уязвимости человека перед вмешательством извне. Ситуация напоминает сюжет научно-фантастического произведения «Цветы для Элджернона» Дэниела Киза. Читатель наблюдает за чудесным превращением слабоумного и доброго Чарли в блистательного ученого. Но парень так и не смог встроиться в общество, потому что умственное развитие сильно опережало развитие его личности. Был ли он счастлив? Скорее нет.