Бумага, вата, корм для животных: ученые нашли оригинальное применение водорослям

Нитчатые зеленые водоросли Cladophora распространены по всей планете. Они хорошо размножаются и в соленых, и в пресных водоемах. По самым скромным оценкам, запасы этого растения в России исчисляются 500 миллионами тонн. В Крыму неисчерпаемым источником водоросли является гиперсоленый залив Сиваш.

Часто неконтролируемое размножение этого организма становится настоящим бедствием, как, например, в 2017 году на побережье Азовского моря. Море выбрасывает водоросли на берег, иногда в объемах до 300 тонн на один километр приморской полосы. Их уборка становится изнурительным занятием, к тому же требующим и времени, и ресурсов..

Но если водорослей так много, возможно ли их использовать на благо? Ученые отвечают утвердительно, и это уже достаточно давно делают во многих странах мира. А СССР был пионером этой отрасли. Еще в 1930 году в Новосибирске открыли единственную в стране фабрику, производившую картон, газетную и оберточную бумагу из одного из видов зеленых нитчатых водорослей, обильно растущих в придаточных водоемах Оби. Во время Великой Отечественной войны из водоросли Cladophora делали заменитель ваты для госпиталей.

Ученые предложили на современном витке технологий вернуться к использованию недорого природного ресурса, который может приносить огромную прибыль. Например, гранулированную водоросль можно использовать в качестве кормовой добавки для коров, кроликов, птицы. "Даже если 10-20 процентов рациона животных составит Cladophora, это позволит сократить использование пресной воды, применяемой для полива кормовых культур, - рассказал "РГ" ведущий научный сотрудник Института биологии южных морей (ИнБЮМ) имени А.О. Ковалевского РАН, кандидат биологических наук Николай Шадрин. - Кроме того, это на 20-25 процентов сократит образование метана в желудках коров".

Также ученые предлагают несколько вариантов, когда Cladophora способна заменять минеральные удобрения. "Она может использоваться и в виде сухого порошка, и в качестве биоугля, - рассказал Николай Шадрин. - А вытяжки из водоросли могут применяться как стимулятор роста растений".

Ученые ИнБЮМ заключили договор с коллегами из НИИ сельского хозяйства Крыма и совместно работают над созданием кормовых добавок для сельскохозяйственных животных, а затем планируются работы и над стимуляторами роста растений. С коллегами из РГУ нефти и газа крымские ученые готовы сотрудничать, предложив целлюлозу из водоросли Cladophora в качестве основы экологически чистого полимера. Бумага, сделанная из биомассы водоросли, позволяет экономить древесину. А еще она может применяться в фармакологии, при производстве косметики и даже в электронике.

Ученые ИнБЮМ опубликовали статью о применении водоросли Cladophora в международном журнале Science of the Total Environment и открыты для сотрудничества с коллегами и бизнесом.

А как у них

В Израиле, Индии, Китае, ряде арабских стран Cladophora широко применяют в самых разных сферах. В Китае, например, с ее помощью очищают стоки сельскохозяйственных ферм. Водоросль как губка впитывает из сточных масс азот и фосфор, а в дальнейшем уже ее саму, напитанную этими химическими элементами, используют для получения биогаза.