Астроном-любитель из Нижнего сумел заснять «смерть» звезды

Астроном-любитель из Нижнего Новгорода Василий Чуфарин заснял уникальный момент – вспышку сверхновой. Такой «взрыв» считается смертью звезды и всегда становится большим событием в мире астрономии. Как астроному-любителю удалось заметить сверхновую? И сможем ли мы увидеть вспышку этой звезды? Обнаруженной звездой оказалась сверхновая SN 2023ixf в галактике M101. Она находится на расстоянии 21 миллиона световых лет, что относительно недалеко по меркам Вселенной. Её вспышку зафиксировали вечером 18 мая во время общих наблюдений российских и китайских астрономов, среди которых был и Василий Чуфарин. Именно снимки нижегородца оказались самыми яркими и запоминающимися – ему удалось запечатлеть момент взрыва сверхновой, момент «смерти» звезды. Сначала идёт кратковременная ударная волна, потом растёт яркость звезды, пространство вокруг неё озаряется светом, и всё затухает. Нижегородцу удалось зафиксировать все эти этапы и сделать несколько снимков. Для наблюдения нижегородец использовал не самый большой телескоп, однако даже так он смог разглядеть вспышку сверхновой. Изучить все получившиеся материалы ему помогли профессиональные астрономы – научный сотрудник Крымской астрофизической обсерватории Сергей Назаров и ведущий специалист МГУ Кирилл Соколовский. «Мне повезло, что в тот день я проводил наблюдения, – рассказал нижегородец. – Спустя время со мной связался профессиональный астроном из Крыма Сергей Назаров, который сообщил, что в небе в тот день была зафиксирована яркая вспышка. Он попросил направить мои фотографии с телескопа в тот день. В результате во время их анализа выяснилось, что я поймал момент вспышки сверхновой. Это была чистая случайность». Предсказать вспышку сверхновой невозможно, поэтому каждый снимок становится особо ценным. Увидеть вспышку звезды с Земли сложно – излучение и свет дойдут до нашей планеты не скоро, только почти через 21 млн световых лет. Скорее всего, сейчас на месте звезды появилась чёрная дыра. «Полученные наблюдения сверхновой в начале вспышки, пока её блеск на восемь величин ниже максимального, являются уникальными, – рассказал Василий Чуфарин. – Измерения яркости в первые часы вспышки позволят восстановить распределение плотности во внешних слоях взорвавшейся звезды – красного сверхгиганта и проверить модели взрывов сверхновой». Благодаря снимкам нижегородца астрономам удастся детальнее изучить, что происходит в момент «смерти» сверхновой. До сих пор момент гибели звезды окутан тайнами.

Астроном-любитель из Нижнего сумел заснять «смерть» звезды