Археолог Иван Никитинский рассказал вологжанам о природе солнечных эффектов в Софийском соборе

Историк, археолог Иван Никитинский провел встречу с вологжанами в библиотеке № 6 «Книжный экспресс». Он рассказал о своих исследованиях, в ходе которых он пришел к выводу, что царь действительно планировал перенести столицу в Вологду.

Археолог Иван Никитинский рассказал вологжанам о природе солнечных эффектов в Софийском соборе
© Вологда.рф

Иван Никитинский по профессии археолог. Он провел 30 экспедиций, в ходе которых найдено более 100 археологических памятников. Результатом трудов стали 63 работы в научных изданиях. Выйдя на заслуженный отдых, Иван Фёдорович заведовал Домом-музеем «Вологодская ссылка», а также проводил экскурсии по Софийскому собору. Тогда и начались исследования, посвящённые феномену солнечного луча в храме.

Свой рассказ Иван Фёдорович начал с того, что Иван Грозный — личность разносторонне развитая, он был хорошо образованным и талантливым человеком.

«Он хорошо пел в хоре, пел соло. Он проводил экскурсии в нижних этажах своего дворца, рассказывал иностранным путешественникам и послам о свойствах драгоценных камней, демонстрировал опыты с монетами. Имел сеть зверинцев, где коллекционировал белых животных. Он первым задумался о карте страны», — рассказал историк.

В 1565 году Иван Грозный задумывает сделать из Вологды центр опричнины. 28 апреля 1567 года в день святых Иасона и Сосипатра по приказу царя произошла закладка стен Вологодского кремля, а в 1568–1570 годах был возведен Софийский собор. До сих пор доподлинно неизвестно, почему Иван Васильевич спешно покинул Вологду, оставив собор неосвященным и нерасписанным, но историки и по сей день спорят, действительно ли он планировал сделать из нашего города столицу русских земель.

«Я попробую внести свои аргументы в пользу того, что Грозный действительно планировал перенести столицу в Вологду. В архитектуру Софийского собора заложены солнечные спецэффекты, достойные столицы и царя. И второй аргумент: строилась крупнейшая по площади в Европе крепость с укрепленными предместьями — форштадтами», — комментирует Иван Никитинский.

Действительно, площадь Вологодского кремля в 56 гектаров была вдвое больше Кремля Московского — это неоспоримо. А вот в пользу первого аргумента археолога — его масштабные исследования относительно солнечных спецэффектов в Софийском соборе. Интересно, что собор в нарушение церковных канонов, согласно которым храмы ориентировали алтарем на восток, расположен по оси север — юг с отклонением в сторону северо-востока на 28–29 градусов. Многие предполагали, что Грозный ставил храм перпендикулярно реке, однако это не так.

«Подобное ориентирование собора по сторонам света и архитектурное решение в его освещении приводит к интересным солнечным эффектам внутри его. В день летнего солнцестояния в 14 часов — солнечное пятно на иконе перед амвоном. За полчаса с 14 до 14:30 солнечный луч проходит по полу собора от амвона до среднего восточного столпа собора. И освещает "царское место"», — поясняет Иван Фёдорович.

В 2003 году археологические раскопки действительно подтвердили наличие фундамента для «царского места» в Софийском соборе. Историк Иван Никитинский делает вывод о том, что в соборе на «царском месте» должен был находиться царь Иван Грозный и обращаться к народу так, как это делали когда-то в Пантеоне Рима.

«Объяснение отклонения ориентировки Софийского собора от направления на север в 28–29 градусов таково. Истинный полдень в Вологде 22 июня (исследования 2020 года) в 12 часов 22 мин., а в Риме — в 12 час. 12 мин. Солнце в Риме приходит в полдень на 10 минут раньше, то есть на 1/6 часа. Солнце проходит за 1 час 15 градусов восточной долготы. 1/6 часа — это 2,5 гр. Разница во времени между Вологдой и Римом 2 часа — 30 гр. Так, если в Вологде 14 часов, то в Риме 12 часов. Чтобы солнце и в Риме, и в Вологде одновременно освещало место императора (царя), Софийский храм должен быть отклонен от севера 30-2,5 = 27–28 градусов. Так и есть на самом деле. Таким образом демонстрировалась бы преемственность между Римской империей и русским царством, освещаемая солнцем и Богом», — говорит археолог.

Далее Иван Никитинский продолжил исследования солнечных эффектов в Софийском Успенском соборе в привязке к православным праздникам — Троица, День Успения Богородицы. Наибольший результат был получен 28 августа.

«В 14 часов луч солнца освещает сразу две храмовые иконы — "София Премудрость Слова Божия" и "Богоматерь Одигитрия". По описи 1641 года на месте "Одигитрии" находилась икона "Успение Богородицы". Главная храмовая икона собора — "София Премудрость Слова Божия". Именно 28 августа — день почитания этой иконы. Именно с Днем Успения Богородицы эта икона связана с конца XV века», — утверждает Иван Никитинский.

Но почему же солнечный луч освещает в одно и то же время (14:00) в разные месяцы года разные участки иконостаса? В дни летнего солнцестояния это амвон, а 28 августа — храмовые иконы. По словам Ивана Фёдоровича, это астрономическое явление называется аналеммой. Это кривая, соединяющая ряд последовательных положений центральной звезды планетной системы (в нашем случае — Солнца) на небосводе одной из планет этой системы в одно и то же время суток в течение года.

«Далее появилось осознание, что солнечные эффекты Софийского Успенского собора, вероятно, связаны и с фресками на его южной стене. Здесь расположена самая большая композиция "Страшный суд". Эти фрески сопряжены с окном, из которого исходит луч на райские врата, иконы и царское место. Под окном изображен Страшный Судия. Похоже, в XVII веке, когда храм расписывали, еще помнили об особенностях собора», — предполагает историк.

По словам Ивана Фёдоровича, солнечные спецэффекты, выявляемые в Софийском Успенском соборе Вологды, могли быть задуманы и осуществлены царем Иваном Васильевичем IV Грозным, только если он собирался переносить в Вологду столицу всего государства. Архитектором, осуществившим замысел царя, по предположению Ивана Никитинского, мог быть строитель Вологодской крепости Размысл Петров, родом литвин.

Также Иван Фёдорович находит подтверждение результатов своих исследований у вологодского археолога Игоря Кукушкина в его книге «Вологодская крепость»:

«Очевидно, в вологодском градостроительном проекте реализовывались замыслы Ивана Грозного по возведению столичного города, укрепленного на основе лучших достижений военного зодчества и по образцу Небесного Града, служившего ключевой доктриной в религиозно-идеологических воззрениях царя».

«Учитывая, что царь в Вологде строил крепость по образу Града Небесного, Небесного Иерусалима, можно утверждать, что Иван Грозный собирался перенести сюда столицу государства», — резюмирует Иван Никитинский.

Проведенные по данной теме исследования опубликованы в трех работах, они опубликованы в интернете.

Встреча с Иваном Фёдоровичем Никитинским прошла в библиотеке № 6 в рамках проекта «Культурные чтения». Как сказали сотрудники библиотеки, на лето проект уходит на каникулы и вернется только осенью.