Илону Маску разрешили тестировать нейроимпланты на людях
Не успели все освоиться в новой реальности нейросетей, как в Кремниевой долине наметили новый технологический горизонт — человеческий мозг. Компания Илона Маска тестирует вживляемые под череп нейрочипы с 2017 года — под какофонию и восторгов, и скандалов — и теперь планирует перейти на эксперименты с участием людей.
В теории технология может позволить контролировать интерфейсы силой мысли: мозговая активность будет считываться специальным датчиком. С другой стороны, одно дело тренироваться на кошках, а точнее, на свиньях и макаках, в гибели которых Маска ранее обвинили расследователи американского НКО, а другое — вскрывать черепа людям. Готова ли к нейроимплантам современная медицина? Отвечает заведующий нейрохирургическим отделением университетской клиники МГУ Алексей Кащеев:
Алексей Кащеев заведующий нейрохирургическим отделением университетской клиники МГУ «Существует раздел нейрохирургии, который называется «нейромодуляция». Нейромодуляция используется с 60-х годов XX века. Она базируется на целом ряде физиологических теорий, в том числе как минимум трое из их авторов получили Нобелевские премии. Смысл ее заключается в том, что, воздействуя электрически на различные отделы спинного или головного мозга, мы можем получать изменения деятельности человека либо его системных структур. Самым известным методом, который используется для лечения заболеваний на практике, является DBS. Смысл этого метода в том, что в глубинные отделы мозга ставится электрод, который соединяется с источником тока. Он подает импульсы, которые подавляют собственные патологические импульсы, тем самым стимулируя мозг к, условно говоря, нормальной работе. Я сейчас сильно упрощенно говорю, но это так. Это в основном используют для лечения болезни Паркинсона. Это не новая технология, поэтому в том, о чем говорит Маск, нет ничего нового. Новое в его технологии то, что он пытается создать очень маленькие источники тока. То есть чтобы человек не был привязан к генератору импульсов, а чтобы у него был источник тока, встроенный в сам электрод. И поэтому это очень интересно».
Как бы там ни было, даже обсуждение подобной технологии вызывает очевидные тревоги. Вживить датчик под череп — да вы не обалдели там? Во-первых, у меня даже смартфоны регулярно ломаются. Что, придется раз в пару лет трепанацию делать? Во-вторых, вопрос кибербезопасности — а ну как русские, американские или корейские хакеры залезут мне в голову? Хотя вот об этом пока можно не беспокоиться: на сегодня нейрочипы Маска улавливают исключительно моторику, да и то не особенно точно. Гипотетические хакеры смогут разве что узнать, в какую сторону вы двигаете руками. О калибровке датчика на играющей в компьютер макаке рассказывается в проморолике Neuralink:
«Датчики в моторной коре головного мозга макаки фиксируют активность более чем 2000 нейронов, отвечающих за мелкую моторику. Сигналы соответствуют движениям. Например, одни активизируются, когда животное двигает рукой вверх, а другие — когда вниз. Анализ работы нейронов позволяет нам предсказывать действия в реальном времени. Сначала мы записываем мозговую активность обезьяны, когда она управляет курсором на экране с помощью джойстика. Затем мы сопоставляем активность тысяч нейронов с движениями джойстика с помощью математической модели. Буквально через несколько минут мы уже можем отключить джойстик, выдернув провод. Макака продолжает двигать им по привычке, но курсор теперь двигается только за счет сигналов ее моторной коры».
Пока Маск экспериментировал на макаках, группа швейцарских ученых успешно вернула возможность ходить голландцу с параличом нижних конечностей. В их эксперименте также использовались нейроимпланты, пусть и более громоздкие, чтобы снимать информацию с вживленных под череп датчиков, испытуемому пришлось носить дополнительный шлем и небольшой рюкзак с процессором, который отправлял сигналы на второй имплант, подключенный к спинному мозгу ниже места травмы. Neuralink также планирует тестировать технологию на парализованных, чтобы те могли взаимодействовать с устройствами. Графика испытаний не приводится, как и условий участия в планируемых экспериментах. Как пишет BBC (СМИ заблокировано в России), до массового применения даже в случае успеха Neuralink и других первопроходцев еще годы проверок, согласований и лицензирования.