На Северном Кавказе обнаружили опасный вид хантавируса

Ученые Томского государственного университета (ТГУ) в ходе научных экспедиций в Дагестане и Ингушетии выявили новый вид хантавируса, опасный не только для животных, но и для человека. Его носителями являются бурозубки и другие насекомоядные млекопитающие.

На Северном Кавказе обнаружили опасный вид хантавируса
© «Это Кавказ»

«В ходе анализа проб, собранных в ходе экспедиций в Дагестан и Ингушетию, у двух видов кавказских бурозубок — S. volnuchini и S. satunini выявлен вид, который отличался от всех ранее известных вирусов. <> Его изучение будет продолжено совместно с коллегами из научного центра „Вектор“ (Новосибирск)», — сообщили ТАСС в пресс-службе ТГУ.

Всего было исследовано более 130 проб, взятых у бурозубок, ежей, кротов и летучих мышей из Ингушетии и Дагестана. Ученые планируют установить видовую принадлежность выявленного вируса и продолжить отбор проб от насекомоядных на новых территориях Кавказа. Особенно у тех видов, которые обитают в населенных пунктах. Исследование проводится при поддержке Российского научного фонда.

«Результаты первого этапа проекта не дают оснований говорить о высокой распространенности хантавирусов в Ингушетии и Дагестане. Лабораторный анализ выявил РНК хантавирусов в четырех из 132 исследованных проб. При этом были обнаружены типы, ранее выявленные на территории Европы, Сибири и Дальнего Востока РФ», — приводятся в сообщении слова руководителя проекта, завлабораторией мониторинга биоразнообразия ТГУ, доцента Дагестанского государственного университета Александра Жигалина.

По данным исследователей, чаще всего инфицирование человека хантавирусами происходит при контакте с продуктами жизнедеятельности зараженного животного, это может привести к большим вспышкам среди населения. При этом переносчиками являются не только грызуны, но и насекомоядные — самое большое их видовое разнообразие в России отмечается на территории Северного Кавказа.

Хантавирусы — это семейство вирусов, которые поражают в основном мелких млекопитающих, но могут передаваться и человеку. В тяжелых случаях у зараженных могут развиваться поражение легких, сердечная недостаточность и геморрагическая лихорадка. Ежегодно в России диагностируют порядка 7 600 случаев геморрагической лихорадки с почечным синдромом.