Войти в почту

Какие нововведения помогут обеспечить технологический суверенитет

В России началась работа над эффективной нормативной базой для обеспечения научно-технологического суверенитета страны. Уже появились новые законы, форматы и меры господдержки передовых компаний. Но регулирование может как ускорить развитие технологий, так и затормозить, поэтому подход к нему должен быть взвешенным, считают эксперты.

Какие нововведения помогут обеспечить технологический суверенитет
© Российская Газета

РФ входит в число ведущих мировых держав по научно-техническому потенциалу. Как отмечалось на Петербургском международном юридическом форуме, страна занимает четвертое место по числу исследователей, пятое - по объему их бюджетного финансирования, девятое - по вложениям компаний в свои разработки. Но эффективность этих усилий оставляет желать лучшего: по уровню патентования у нас только 12-е место, а по экспорту технологий - 27-е. Мы умеем строить космические корабли и АЭС, но нам сложно запустить серийное производство компьютеров и чипов.

- В связи с санкциями обеспечение технологической независимости стало приоритетной задачей, - подчеркнул заместитель министра экономического развития РФ Алексей Херсонцев. - Сейчас правительство формирует концепцию технологического развития. Под суверенитетом в ней понимается наличие трех базовых элементов: критических и сквозных технологий, собственных линий разработки и условий для выпуска продукции на их основе. Соответственно, надо создавать условия для всего этого.

Драйвером прогресса в регионах стали технологические долины с особым преференциальным режимом. ИНТЦ - инновационные научно-технологические центры - созданы в Москве, Петербурге, Сочи, Новгородской области и еще в шести субъектах РФ. Они работают по разным передовым направлениям - от робототехники до ядерной медицины.

С 1970-х годов развивалась система наукоградов - в советское время их было 32. Чтобы не растерять этот потенциал, в ближайшее время проведут ревизию всех территорий с высоким научно-технологическим потенциалом, сообщил заслуженный юрист России Сергей Кабышев.

Особое внимание уделяется малым технологическим компаниям: они быстрее адаптируются к новым реалиям и во многом определяют будущее этой сферы.

- Недавно в Госдуму внесен законопроект, предусматривающий создание реестра малых технологических компаний. Он станет витриной для частных инвесторов, а также инструментом для получения мер господдержки, - пояснил Алексей Херсонцев.

Не остаются без помощи и крупные высокотехнологичные компании. Государство, в частности, заключает соглашения с лидерами рынка по ключевым направлениям - например, искусственному интеллекту. Это позволяет ускорить его внедрение в экономику.

Один из главных вопросов - почему научные разработки часто не доходят до практического внедрения? По данным Роспатента, в первом квартале 2023-го число заявок на изобретения выросло на 11 процентов по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Половина из них поступила от университетов и научно-исследовательских институтов. Но лишь 10 процентов запатентованных изобретений вовлечено в гражданский оборот.

- Российская наука активно оформляет права на свою интеллектуальную собственность, но распоряжается ими гораздо хуже, - считает руководитель Роспатента Юрий Зубов. - Зачастую научная разработка не интересна промышленности, потому что это не готовый прототип. Но у нас есть центры трансфера технологий, которые как раз должны доводить разработки до этого уровня. Однако в пяти из 18 таких центров в прошлом году не было ни одной сделки.

В сфере высоких технологий хорошо работает так называемая патентная коробка - льгота по налогу на доходы от использования патентов. Некоторые регионы вообще обнулили ставку по нему. По мнению специалистов, большое будущее и у кредитования под залог интеллектуальных прав.

Нормативное регулирование может помочь в развитии высоких технологий, но у него нет определяющего значения в этой сфере, отмечают эксперты. А иногда право даже создает помехи.

- Постоянно принимаются новые законы, при этом не отменяются старые и порой уже не нужные, - подчеркивает член-корреспондент РАН Андрей Габов. - Считаю, что нам надо вернуться к идее базового закона о науке и научно-технической политике. Сложно работать с большим количеством нормативного материала, зачастую противоречивого.

Мы умеем строить космические корабли и АЭС, но нам сложно запустить серийное производство компьютеров и чипов

А председатель правления фонда "Сколково" Игорь Дроздов считает, что лучшее нормативное регулирование для высокотехнологичных компаний - это его отсутствие.

- В последнее время у нас стремительно развивались именно те сферы, которые никак не регулировались. Например, маркетплейсы или кикшеринг. Но по мере взросления рынка приходится задумываться над тем, как обеспечить на нем конкуренцию, безопасность и так далее. В итоге появляются барьеры: так, развитие искусственного интеллекта столкнулось с законодательством о защите персональных данных. Но эта технология в сотни раз повышает производительность труда, и важно не переборщить с ее регулированием, - говорит Игорь Дроздов.

Некоторые отрасли вроде медицины и транспорта, наоборот, изначально жестко регулировались. Стартапам очень сложно выходить на эти рынки. Здесь могут помочь экспериментальные правовые режимы. Но развивать их тоже надо аккуратно, поскольку часто они рассчитаны на конкретных игроков рынка, а монополизация в этой сфере не нужна.

Интересно, что запреты порой становятся двигателями прогресса. Например, ограничение использования ламп накаливания привело к бурному развитию аналогичной энергосберегающей продукции. Развивать нормативное регулирование высокотехнологичных отраслей будут с учетом всех нюансов.

P. S.

В 2022 году существенно возросло число российских IT-стартапов, открывших представительства в зарубежных юрисдикциях. Если раньше их доля в общем количестве составляла только 26 процентов, то в минувшем году - 74. Это говорит о необходимости создания в России максимально комфортных условий для высокотехнологичных стартапов, отметили юристы на форуме в Петербурге.