Марсиане с Земли: как идет освоение Красной планеты и возможна ли на ней жизнь

Близкие и далёкие от Земли условия Марса

Марсиане с Земли: как идет освоение Красной планеты и возможна ли на ней жизнь
© runews24.ru

Для того, чтобы на Земле появилась первая живая бактерия, условия окружающей среды формировались тысячи веков: озоновый слой, фотосинтез, достаточная солнечная энергия, допустимая гравитация. Всё это и многое другое в совокупности сделало возможным жизнь на нашей планете, и в то же время ничего из перечисленного нет на Марсе.

Статья по теме: Венера не Милосская: как человечество пытается покорить вторую планету от Солнца

И всё же у Красной планеты больше схожих факторов с Землёй, чем можно себе представить:

суточное деление ― марсианские сутки составляют 24 часа 39 минут и 25 с лишним секунд; разница наклона оси к плоскости эклиптики, благодаря которому меняются времена года, составляет 1,75° ― 23,44° у Земли и 25,19° на Марсе;  наличие воды, правда, на Марсе она пока найдена только в твёрдом виде; марсианская почва близка к земной по многим характеристикам.

Кроме этого, на марсианском экваторе так же тепло, как на Земле летом, а некоторые ландшафты очень схожи с земными пустынями.

Учёные давно изучают Марс, и знают, что по многим показателям эта планета сильно отличается от того, к чему мы привыкли на Земле. Один год длится 687 дней, солнечной энергии всего 43% от земной, средняя температура -63 °C, атмосфера на 95,3% состоит из углекислого газа, а давление такое, что без соответствующей экипировки человек не выживет.

Кто и как изучал Красную планету

Первый успешный запуск советской автоматической межпланетной станции состоялся в 1971 году. «Марс-3» спустился на поверхность планеты и даже пробыл там 14,5 секунд, прежде, чем связь с ним была утеряна. Всего с 1962 по 1973 год были запущены межпланетные станции четырёх поколений.

СССР осуществил также программу «Фобос», две станции хоть и не смогли доставить на поверхность спутника планеты спускаемые аппараты, однако предоставили новые данные о характеристиках Фобоса.

Статья по теме: Какие планеты могут оказаться обитаемыми и подходящими для переселения

США также изучают Марс с 60-х годов прошлого века:

Станция «Маринер-4» сделала 21 фотографию планеты с расстояния 10 тыс. километров (1965); «Маринер-7» сделала сотни снимков и даже смогла передать на Землю некоторые данные об атмосфере (1969); «Маринер-9» зафиксировала на фото 85% поверхности Красной планеты и сфотографировал её естественные спутники ― Деймос и Фобос (1971); марсоходы «Викинг» спустились на поверхность планеты, и 4 года изучали её (1975).

Сегодня также существуют программы по изучению Марса. В 2020 году на планету отправились миссии из ОАЭ, Китая и США. В 2021 году на поверхность планеты опустились аппарат «Аль-Амаль» из ОАЭ для изучения климата и «Тяньвэнь-1» из Китая для исследований климата и гравитации.

Находки, подтверждающие возможность жизни на Марсе

В 1976 году аппараты «Викинг» доставили на Землю образцы марсианской почвы, и учёные изучили её. Исследования показали, что при добавлении органических веществ в грунт выделяется углекислый газ, а при добавлении воды ― кислород. Это подтверждало теорию о возможной жизни на планете. Но два других теста полностью это опровергли, и учёные выдвинули гипотезу об окислителях в почве, из-за которых у планеты красный цвет.

Статья по теме: Человечество осваивает космос: самые впечатляющие действующие космические миссии

Аппарат «Феникс» от НАСА в 2008 году, как и современный китайский марсоход «Чжужун» в 2023 году, обнаружили вероятность существования на планете воды в жидком состоянии. Исследования доказывают, что примерно 3 млрд лет назад на Марсе была вода. А где есть она, там есть и жизнь.

С 2010 года учёные продолжают споры о возможности существования рек и озёр на планете. Например, на многих фотографиях Марса заметен ландшафт, аналогичный тому, который есть на земле благодаря нисходящим и восходящим потокам воды.

Кстати, находки, которые дают надежду на то, что на Марсе возможна жизнь, люди обнаруживаютне только на Красной планете, но и на Земле. В 2018 году в пустыне Атакама были найдены микроорганизмы, которые в условиях сильной засухи как бы «засыпают», но «просыпаются» при контакте с водой. Исследователи предполагают, что подобные организмы могут существовать и в засушливых условиях Марса.

Резюме

По-настоящему ответить на вопрос о возможности жизни на Марсе люди смогут только после старта масштабной его колонизации. Ведь даже если собрать все данные о планете и изучить её снаружи и внутри, остаются непредвиденные факторы, предугадать которые невозможно.

Весной 2021 года Илон Маск заявил, что первая высадка человека на Марс состоится в 2029 году. Одно из отделений НАСА с 2010 года разрабатывает «Столетний космический корабль» ― проект колонизации Красной планеты людьми, которых отправят туда со всем необходимым грузом безвозвратно. Планируется, что добровольцы отправятся в космический полёт уже в 2030 году.

Статья по теме: Россия будет осваивать Луну в три этапа: с чего начнется путь человека к звездам