Российские ученые открыли новые виды круглоголовок

Ученые из Зоологического музея и Биологического факультета МГУ совместно с ученым из Центра гигиены и эпидемиологии ФМБА провели широкое исследование видовой принадлежности разных особей ящериц-круглоголовок с помощью метода ДНК-баркодинга. В результате они обнаружили 13 новых, ранее не классифицированных видов. Дальнейшее изучение этого вопроса поможет сохранить популяцию этих ящериц в природе. Статья опубликована в журнале Diversity.Люди начали систематизировать живые организмы еще в древние времена, когда они делили животных и растения на разные группы по определенным характеристикам. С развитием биологической науки стали появляться более точные методы классификации. Несмотря на достигнутый прогресс, многие моменты в систематике остаются не до конца ясными. Так, классификация рода ящериц Круглоголовки (Phrynocephalus) постоянно обновляется: это одна из наиболее разнообразных таксономических групп среднеазиатских рептилий. По разным оценком, количество видов внутри этого рода колеблется от 26 до 50. Теперь российским ученым удалось усовершенствовать и уточнить классификацию Круглоголовок.Исследователи взяли образцы тканей у 385 представителей рода Круглоголовок, после чего извлекли из биологического материала ДНК разных особей. Полученную ДНК ученые «разобрали», чтобы проанализировать ее по составным частям. Метод, когда принадлежность к виду устанавливается путем изучения фрагментов ДНК, называется баркодированием ДНК. В качестве нужных фрагментов выступают специфические гены-маркеры, по локализации которых можно определить локализацию всех остальных генов. В своем исследовании как гены-маркеры ученые использовали последовательность, кодирующую белок цитохром-с-оксидазы (CO1) в митохондриальной ДНК. CO1-баркодинг позволяет идентифицировать даже те виды, которые почти не отличаются по внешним и внутренним признакам.В итоге ученым удалось баркодировать ДНК более чем 90% видов рода. Они выделили 13 новых безымянных видов, которые раньше не рассматривали как самостоятельные. Более того, оказалось, что шесть уже известных видов оказались родственниками, то есть произошли от одного предка. Это виды Oreosaura, Megalochilus, Phrynosaurus, Phrynocephalus maculatus, Ph. przewalskii и Ph. axillaris. Результаты исследования показывают, что истинное разнообразие рода Круглоголовок недооценивается современной систематикой. Этот вопрос требует дальнейшего изучения и оценки.«Разработка надежной библиотеки ДНК-баркодов Phrynocephalus невероятно актуальна и очень своевременна, поскольку в предыдущих работах содержится много противоречивых сведений или ошибочных идентификаций, приводящих к ошибкам в таксономии и оценке видового разнообразия круглоголовок», — рассказала Евгения Соловьева, участница исследования и сотрудник Зоологического музея МГУ.Круглоголовки — важный экологический компонент всех крупных пустых Центральной Азии, а также достаточно больших территорий на Ближнем и Дальнем Востоке. При этом на данный момент биологи описали меньше половины всех видов этих рептилий. Правильная классификация в дальнейшем поможет изучить выживаемость этих видов и оценить их риски исчезновения, которые можно будет избежать при своевременном подходе.

Российские ученые открыли новые виды круглоголовок