Слоны приручили сами себя

Международная исследовательская группа обнаружила у слонов целый набор признаков, связанных с самоодомашниванием — естественным отбором на признаки, характерные для домашних животных. Наблюдение было подкреплено результатами межвидового сравнения слонов с людьми и шимпанзе бонобо. Ученые также провели генетический анализ популяции африканских слонов на предмет «генов одомашнивания». Исследование опубликовано в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences.Люди уникальны своей сложной культурой, языками и множеством типов социальных взаимоотношений. Согласно гипотезе самоодомашнивания, многие особенности поведения и внешнего вида современных людей являются результатом «приручения» людьми самих себя. Самостоятельное одомашнивание также заставило человека стать менее агрессивными и более склонным к сотрудничеству.Феномен самоодомашнивания можно наблюдать и в природе. Есть случаи, когда дикие животные без вмешательства человека приобретают «домашние» черты — меняют окрас и размер тела, сохраняют «детские» признаки и так далее. Например, шимпанзе бонобо по сравнению с обычными шимпанзе более миролюбивы, у них дольше идет половое созревание, а взрослые особи выглядят как детеныши. На данный момент эти обезьяны считаются единственным «самоодомашненным» видом (кроме человека).Согласно наблюдениям ученых, слоны могут стать первой животной моделью не из отряда приматов, на которой можно будет исследовать процесс самоодомашнивания.Авторы нового исследования изучили когнитивные, поведенческие и физиологические сходства между людьми, бонобо и слонами. Ученые также проанализировали геном африканских слонов, чтобы выявить гены, отвечающие за черты одомашнивания.Результаты исследования показали, что у слонов есть множество «домашних» черт. Подобно людям и бонобо, у них низкий уровень агрессии, хорошо развиты социальные навыки, длительный подростковый период, повышенная игривость и любопытство. Генетический анализ показал, что в популяции африканских слонов эволюционно закрепились гены, которые, согласно недавним исследованиям, могут участвовать в процессах одомашнивания.Сейчас гипотеза самоодомашнивания активно развивается. Однако потребуется еще много антропологических и генетических исследований, чтобы превратить ее в полноценную теорию. Новое исследование на шаг приблизило ученых к пониманию этого эволюционного процесса.«Наша гипотеза самоодомашнивания слонов имеет огромное значение для будущих исследований, — подытожила Лимор Равив из Института психолингвистики Общества Макса Планка. — Совместная работа в этой области позволит нам изучить развитие просоциального поведения у видов животных, эволюционно далеких от человека».Автор: Мария Макарова.

Слоны приручили сами себя