Лорлатиниб оказался эффективен против нейробластомы

Международная группа исследователей в первой фазе клинических испытаний продемонстрировала эффективность терапии лорлатинибом в борьбе с агрессивной ALK-позитивной формой нейробластомы. Таким образом, в будущем лорлатиниб может войти в перечень лекарств, которые стоит рассматривать в первую очередь при лечении нейробластомы. Результаты клинических испытаний опубликованы в журнале Nature Medicine.Нейробластома — злокачественная опухоль, развивающаяся из незрелых нервных клеток, называемых нейробластами. Из всех видов рака у детей и подростков нейробластомы составляют около 10%. Она очень опасна — выживают менее 50% от всех диагностированных пациентов. Из-за этого нейробластома является одной из ведущих причин смерти детей от онкозаболеваний. Данная патология трудно поддается лечению из-за того, что может очень быстро формировать метастазы. Кроме того, типы и подтипы опухоли очень разнообразны, что связано с мутациями в раковых клетках. Это также осложняет диагностику и терапию.В 2008 году американские ученые обнаружили, что большинство случаев наследственной нейробластомы связаны с мутациями в гене киназы анапластической лимфомы (ALK). Белок ALK — рецептор на мембране развивающихся клеток центральной и периферических нервных систем. Последующие исследования показали, что изменения структуры белка ALK играют роль в патогенезе агрессивных форм нейробластомы. Сейчас известно, что мутации в гене ALK вызывают примерно 20% всех диагностированных агрессивных форм нейробластомы и повышают вероятность рецидива болезни.Лорлатиниб — ингибитор киназы анапластической лимфомы, обнаруженный в ходе доклинических испытаний. Противоопухолевую активность лекарственного препарата исследователи протестировали в разновозрастной группе пациентов с ALK-позитивной рецидивирующей формой нейробластомы. Лорлатиниб, назначаемый отдельно или в сочетании с химиотерапией, продемонстрировал положительную динамику у пациентов всех возрастов. Более того, терапия лорлатинибом по эффективности в разы превзошла терапию другими ингибиторами ALK.В частности, результаты первой фазы клинических испытаний показали, что около 30% пациентов в возрасте до 18 лет и 67% пациентов старше 18 лет отреагировали на препарат положительно. В возрастной группе до 18 лет лорлатиниб оказался эффективнее в сочетании с химиотерапией, чем в одиночку — у 63% пациентов состояние улучшилось после комбинированного лечения. Трудности в лекарственной терапии лорлатинибом наблюдались только в группе молодых пациентов с повышенной экспрессией гена MYCN (онкоген, ассоциируется с более агрессивным течением заболевания). Исследователи отметили, что для таких пациентов лорлатиниб следует назначать исключительно в комбинации с химиотерапией.«Тот факт, что мы добились положительных результатов даже у пациентов с рецидивирующей формой нейробластомы и высоким уровнем резистентности к терапии, позволит нам в будущем сделать лорлатиниб основным лекарственным средством для оказания первой помощи пациентам с ALK-позитивной формой нейробластомы», — утверждает Келли Голдсмит, соучредитель программы терапевтических инноваций в Онкологическом институте Уиншип Университета Эмори. — Это исследование выведет лечение нейробластомы на принципиально новый уровень и даст надежду многим людям!»В будущем исследовательская группа планирует продолжить тестировать лорлатиниб в сотрудничестве с Европейской ассоциацией по борьбе с нейробластомой (SIOPEN). Ученые надеются, что лекарство будет в скором времени одобрено управлением по санитарному надзору за качеством пищевых продуктов и медикаментов (FDA).Автор: Мария Макарова.

Лорлатиниб оказался эффективен против нейробластомы