Войти в почту

Историк Наталия Селюкина: «Новая волна героизации нацизма поднялась именно после Майдана»

В последнее время в разных информационных ресурсах, также в различных конференциях и семинарах часто задается вопрос: как могло так случиться что в XXI веке фашизм возродился, и возродился в очень брутальной форме? Историк, исполнительный директор фонда «Историческая память» Наталия Селюкина исследует преступление нацистских преступников в годы Великой Отечественной войны, также такие процессы- как героизация нацизма и фальсификация истории.

Историк Наталия Селюкина: «Новая волна героизации нацизма поднялась именно после Майдана»
© Свободная пресса

С Н. Селюкиной обсуждаем разные актуальные вопросы: почему продвигается огромная волна героизации нацизма, почему в Прибалтике прославляет жестоких палачей – как Антанас Импулявичюс, Юргис Юодис и похожих темных личностей, возможна ли нейтрализация нацизма в ближайшей перспективе?

«СП»: Вы уже довольно давно исследуете тему нацистских преступлений в Прибалтике и в Белоруссии. Сейчас видны явные тенденции героизации нацизма и фальсификации истории, эти тенденции еще более укрепились с начала специальной военной операции на Украине. Наверное, героизация нацизма - одна из эффективных форм информационной войны против России и Белоруссии?

- По правде говоря, тему нацистских преступлений в Прибалтике и в Белоруссии я полноценно исследую не особо давно. Но за это время удалось выяснить основные тенденции. Относительно явных признаков героизации нацизма – то да, это очевидно, и корни тех процессов давние. Но тут надо признать: новая огромная волна героизации нацизма поднялась именно после Майдана в 2014 году.

Пока сложно сказать, насколько эта форма информационной войны эффективна против России и Белоруссии. В наших странах вопросы государственной исторической политики находятся под пристальным вниманием и органов государственной власти, и ещё больше - гражданского общества.

Скорее, фальсификации и трактовки ряда событий, особенно тех периодов, когда Прибалтика была частью СССР, больше рассчитана на вымарывание исторической памяти и альтернативных подходов, не отвечающих интересам во внутренних вопросах прибалтийских политических групп.

С началом специальной военной операции проблемы героизации только усилились, стали более яркими. Ранее мы понимали, что концептуальные и идеологические подходы у нас и у коллег, мягко говоря, разнятся. Но когда созданные государством институты и организации по сохранению исторической памяти занимаются героизацией Украинской повстанческой армии (УПА)*, это крайне опасно.

Например, Центр изучения геноцида и сопротивления Литвы не скрывает, официально говорит о том, что УПА это пример для литовской армии, настоящие герои и т.п., собирают материалы о жертвах советского периода, понятно с какой целью - полное уничтожение всего хорошего, формирование облика СССР как империи зла, а дальше переносят этот образ на Россию. И это разрушительно, прежде всего, для самого литовского общества и его молодого поколения. Растить в ненависти детей и молодёжь — это коварный путь. Такой путь –как дорога в никуда.”

*17 ноября 2014 года Верховный суд РФ признал экстремистской деятельность «Украинской повстанческой армии», «Правого сектора», УНА-УНСО и «Тризуба им. Степана Бандеры», организации «Братство». Их деятельность на территории России запрещена.