Эксперты ВЭО России: необходимы новые подходы к экономическому образованию
ТАСС, 3 марта. Развитие технологий нового уклада, широкий спектр трансформаций в экономической и социальной сферах, обострение геополитических противоречий - все эти процессы указывают на необходимость обновления отечественного экономического образования. К такому выводу пришли эксперты научного форума "Абалкинские чтения" (0+), организованного Вольным экономическим обществом России, Международным Союзом экономистов и секцией экономики Отделения общественных наук РАН.
Модератором научного форума выступил Борис Порфирьев, руководитель секции экономики Отделения общественных наук РАН, научный руководитель Института народнохозяйственного прогнозирования РАН, академик РАН, член Президиума ВЭО России.
"Сегодня, когда перед страной стоит задача поиска стратегических решений, которые должны быть одновременно актуальной реакцией на происходящие события и долговременным курсом перехода к новому качеству экономического развития, необходимы кадры новой формации, обладающие принципиально иными навыками и компетенциями, высоким творческим потенциалом", - отметил президент ВЭО России, президент Международного Союза экономистов, член-корреспондент РАН Сергей Бодрунов.
Подготовка таких специалистов требует новых подходов к организации образовательного процесса. России нужно экономическое образование, учитывающее национальную специфику и отражающее происходящие изменения, убеждены эксперты.
Заслуженный профессор МГУ имени М.В. Ломоносова, вице-президент ВЭО России Александр Бузгалин полагает, что в программу подготовки экономистов следует включить расширенный курс российской экономики.
"Курс национальной экономики либо вообще не читают в вузах, либо он длится в течение двух месяцев - перед дипломом", - отметил ученый.
Министр по интеграции и макроэкономике Евразийской экономической комиссии, академик РАН, вице-президент ВЭО России Сергей Глазьев полагает, что будущие экономисты должны владеть теорией научно-технического прогресса.
"Управленцам нужно объяснять, что в основе экономического развития лежит научно-технический прогресс, что экономика никогда не бывает в состоянии равновесия, и, более того, не стремится к нему, постоянно двигаясь между разными аттракторами", - заявил академик РАН.
Научный руководитель Центрального экономико-математического института РАН, академик РАН Валерий Макаров указал на необходимость актуализировать учебные пособия для экономистов, так как экономическая наука быстро меняется.
Директор Института народнохозяйственного прогнозирования РАН, член-корреспондент РАН, член Правления ВЭО России Александр Широв убежден, что экономике, обществу и системе управления нужны кадры с широким экономическим кругозором. В современных же образовательных программах неоправданно большое количество учебных часов приходится на эконометрику и математическое моделирование.
По мнению декана Экономического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова Александра Аузана, вызовы технического прогресса требуют расширять образовательные экономические программы - добавить к математике, экономике и менеджменту предметы гуманитарного цикла.
Заместитель председателя Комитета по науке и высшему образованию Государственной Думы ФС РФ Екатерина Харченко указала на дисбаланс между кадровой потребностью на рынке труда и структурой подготовки будущих экономистов. По ее мнению, нужно создавать единую методологии прогнозирования кадровой потребности.
Необходимо корректировать курс экономической теории, убеждены эксперты. России нужны кадры, которые будут уметь не только строить бизнес-модели, полагает Александр Бузгалин - они должны владеть основами политэкономии, в рамках которой дается представление о расстановке социально-экономических сил, исследуется отношение собственности, распределения и перераспределения прибыли, ренты, воспроизводства.
Первый заместитель председателя Комитета по науке и высшему образованию Государственной Думы, член Президиума ВЭО России Олег Смолин поддержал коллег в вопросе возвращения курсов политической экономии в высшие учебные заведения.
"Наша наука и студенты должны думать не только о том, как заработать больше денег в конкретных условиях, но и понимать, как развивается современная экономическая система, и чего ждать в будущем", - отметил депутат.
"В моем понимании, задача политической экономии - получить макет экономики, который позволяет понять, как она работает, как взаимодействуют ее части и как они соподчинены друг с другом", - согласился директор Московской школы экономики МГУ имени М.В. Ломоносова, академик РАН, вице-президент ВЭО России Александр Некипелов.
По словам ректора Уральского государственного экономического университета, члена Президиума ВЭО России Якова Силина, следует государственное финансирование образования в зависимости от потребностей регионов в кадрах.
Дискуссия о том, какими должны быть новые подходы к экономическому образованию, будет продолжена на площадках Вольного экономического общества России и Российской академии наук.