Анализ крови сделали точнее

Российские ученые смогли модифицировать поверхность чипа для биохимического анализа. Теперь с его помощью можно проводить избирательный анализ многокомпонентных растворов. Эта разработка позволит проводить более точный анализ крови и даст возможность медикам обнаруживать специфические маркеры болезней. Исследование опубликовано в журнале Analytical Chemistry.При обследовании пациенты чаще всего сдают общий анализ крови. В него входит целый ряд показателей (гемоглобин, количество эритроцитов и тромбоцитов и т. д.). Однако иногда для постановки и уточнения диагноза важен только один определенный компонент. Российские ученые разработали новый способ проверки данных, который значительно упростит анализ отдельных показателей. Для этого они усовершенствовали поверхность так называемой «лаборатории на чипе» — компактного сенсорного прибора, который врачи используют для биохимического анализа. Чип состоит из трех частей: вещества прокачиваются через микрофлюидные каналы, на поверхности нитрид-кремниевой подложки создаются пленки, а оптическую плотность веществ измеряет интерферометр.В ходе работы ученые провели ряд экспериментов на подложке чипа, нанося на нее белковые пленки. Чтобы определить чувствительную поверхность фотонных датчиков, к пленкам из белка добавлялась дубильная кислота. На первом этапе через микрофлюидные каналы проходил белок, его излишки промывались деионизированной водой. На следующем этапе прокачивали уже кислоту, а затем снова наносился слой из белка. Показатели каждого этапа анализировались с помощью оптических датчиков интерферометра.«У этих датчиков чипа высокая чувствительность, но низкая специфичность к компонентам растворов. Во-первых, нам удалось повысить специфичность благодаря модификации поверхности датчика пленкой из молекул, чувствительной только к одному компоненту из раствора. Во-вторых, процесс нанесения покрытия контролировался самим сенсором в реальном времени», — объяснил один из авторов исследования Дмитрий Горин из Сколтеха.Исследователи планируют и дальше работать над усовершенствованием «лаборатории на чипе», чтобы у всех заинтересованных специалистов появилась возможность биохимического анализа сразу нескольких компонентов из минимального количества биологического материала, например из одной капли крови. Для этого может потребоваться объединение нескольких устройств.

Анализ крови сделали точнее