Войти в почту

Умер академик Анатолий Григорьев, выдающийся ученый в области космической медицины

Академик Анатолий Иванович Григорьев ушел на 80 году жизни. Для тех, с кем он работал и кто его знал, он был не просто талантливым ученым и прекрасным руководителем. Он был потрясающим человеком - мудрым, доброжелательным, всегда готовым протянуть руку помощи.

Умер академик Анатолий Григорьев, выдающийся ученый в области космической медицины
© Российская Газета

Анатолий Григорьев - выпускник знаменитой "Пироговки". В 1966 году в качестве врача-испытателя он пришел на работу в Институт медико-биологических проблем. И навсегда связал свою с космической биологией и медициной. Здесь он прошел все степени научного роста. Успешно закончив под руководством академика В.В. Парина аспирантуру, защитил кандидатскую и докторскую диссертации, стал профессором. В 1988 году был избран директором ИМБП Минздрава СССР. В 2008 году Анатолий Иванович стал вице-президентом РАН, продолжая работать научным руководителем института.

Самые продолжительные в мировой практике пилотируемые полеты - это его огромная заслуга. Под руководством Анатолия Григорьева были выполнены уникальные наземные имитационные эксперименты. Именно они позволили научно обосновать и внедрить в практику космических полетов методы медицинского контроля и прогноза. Создать комплекс средств и методов профилактики, которые защищают космонавтов от экстремальных факторов космического полета. В первую очередь, микрогравитации.

Исследования академика Григорьева с коллегами во многом способствовали формированию гравитационной физиологии в качестве отдельной научной дисциплины. Анатолий Иванович был руководителем медобеспечения космических полетов на всех наших орбитальных станциях - "Салют", "Мир", МКС.

Мне посчастливилось сделать не одно интервью с академиком Григорьевым. И всякий раз я поражалась, насколько просто и доходчиво он рассказывал о самых сложнейших научных вещах, связанных с фундаментальными и прикладными проблемами космической биологии и медицины. И всегда в центре любой проблемы он выделял прежде всего безопасность человека.

Одна из самых интересных встреч состоялась двадцать лет назад. Тогда в мире начался настоящий марсианский бум. О международном проекте полета человека на Марс заговорили и в России. В проекте участвовали все ведущие российские космические организации. Был объявлен конкурс на создание двигателя для марсианской ракеты. Выиграл Центр Келдыша. Как полагают специалисты, потребуется совершенно новый корабль, серьезно отличающийся от тех, что используются сейчас.

Но не техника, а все-таки человек - самое уязвимое звено длительной космической экспедиции. В этом был убежден Анатолий Иванович.

Предлагаем вниманию интервью с академиком Анатолием Григорьевым, которое было опубликовано в "Российской газете" в апреле 2002 года:

- Анатолий Иванович, ученые уже представляют себе, как будет выглядеть этот уникальный полет?

- Сценариев несколько. Основной: не только облететь планету, но и высадиться на нее, поработать на поверхности от 50 до 100 суток.

- А какая научная программа?

- Вот это как раз еще предстоит детально обсудить. Начал действовать семинар, где математики, физики, астрономы высказывают свои соображения, обмениваются мнениями. Чем полет на Марс отличается от полета на Луну? На Луне, где нужно было просто взять пробы грунта, успели побывать несколько экспедиций. А полет на Марс будет эксклюзивным, разовым. Нашим проектом заинтересовались американцы. У них, кстати, тоже есть подобный. В общем-то, понятно, что в одиночку такой проект не поднять.

- У нас огромный опыт долговременных полетов. Космонавт-врач Валерий Поляков провел на орбите почти полтора года и доказал, что человек в состоянии добраться до Марса здоровым и работоспособным. Какие могут быть неожиданности?

- Принципиальные. Это будет автономный полет. Он продолжится в любом случае, даже если вдруг космонавту станет совсем плохо. Поэтому степень принятия решений чрезвычайно высока. Земля, безусловно, подстрахует. Хотя сигнал из дальнего космоса доходит с запозданием почти в полчаса. Для экстремальной ситуации - очень долго. Вот почему на борту надо собрать поистине уникальный объем знаний. Подобная научная задача еще не стояла.

- Разве эксперимент, когда три испытателя целый год жили в полной изоляции, проводился в вашем институте не по марсианской программе?

- Нет. Как бы мы ни хотели, но на Земле невозможно смоделировать автономность. А это главное. Основное условие любого эксперимента в замкнутом пространстве: люк открывается по первому требованию испытателя. Иногда мы просим по связи: "Объясни, почему ты выходишь из эксперимента?" А он отвечает: "Я расскажу потом, а сейчас выпустите".

- Такое случается часто?

- Не часто, но бывает. Например, перед запуском российского модуля "Звезда" мы имитировали условия работы на МКС интернациональных экипажей. Участвовали испытатели из нескольких стран. Так вот японец три с лишним месяца изоляции просто-напросто не выдержал. Впрочем, это действительно сложно. Монотонная среда "четырех стен", одни и те же лица, необычные санитарно-гигиенические условия. Не пятизвездочный отель. И японец досрочно вышел из эксперимента.

- Какие еще проблемы будут подстерегать в марсианском полете?

- Радиация. На расстоянии от 600 до 3000 км над Землей корабль выйдет за спасительные магнитные пояса. Но, как ни странно, лететь надо, когда солнечная активность будет наиболее высокой: тогда галактические лучи минимальны. На станции придется строить убежище. Очень настораживают последние данные, полученные американским аппаратом "Одиссей". Он зафиксировал, что Солнце за день выплеснуло годовую дозу радиации. Это поставило множество новых вопросов.

Ищите женщину. Но на Земле

- Американские астронавты якобы заявили, что устроят забастовку, если в длительных экспедициях не будет женщин. Это скорее шутка. И все-таки: женщины войдут в марсианский экипаж?

- Единой точки зрения нет. По полгода летали на "Мире" наша Лена Кондакова и американка Люсид Шеннон. "Лена - наш товарищ", - подчеркивал Валерий Поляков. А 54-летняя Шеннон была для мужской половины экипажа как мать. Они до сих пор дружат. Однако понятно, что особые отношения возникнуть все-таки могут. Пока, я думаю, надо делать сугубо "однополый" экипаж. Но мы планируем провести у себя в институте эксперимент, где будут и мужчины и женщины. Посмотрим.

- Питание для полета разрабатывается какое-то особенное?

- Нет. Для нас важно другое: чтобы высокий калораж был в минимальной массе продукта. Мы попытаемся создать обычную жизнь в необычных условиях. Экипажи, которые сейчас работают на МКС, считают, что первые и мясные блюда, хлеб лучше в русской кухне. А вот десерты, зелень, салаты, соусы предпочитают американские.

- По расчетам, на человека в сутки понадобится 1,75 кг продуктов, 2,5 кг питьевой воды и 4,85 кг технической, 0,96 кг кислорода. Неужели это все придется брать с собой?

- Из продуктов - практически все. И только минимум будут давать биологические элементы системы жизнеобеспечения - оранжерея, птицы, скорее всего, перепела, водоросли. Вот вода - другое дело. Она полностью будет получаться в космосе: есть система регенерации, многократно проверенная на "Мире".

Микробы "кушают" отходы

- Отходы - одна из очень серьезных проблем космических полетов. Куда они будут "уплывать" на пути к Марсу?

- Через систему биоутилизации, над которой сейчас работают наши специалисты. Идея в том, чтобы бросить на переработку отходов микробы. Направление очень интересное и перспективное. И не только для космоса.

- Тот, кто полетит на Марс, должен иметь поистине богатырский запас здоровья. Но ведь без профилактики растерять его в невесомости - пара пустяков. Не так ли?

- Совершенно верно. И Международная космическая станция лишний раз доказывает, насколько это важно. У нас есть очень хорошая беговая дорога, которая как часы служила на "Мире". Тем не менее на МКС американцы решили поставить свою. Но она до сих пор не доведена до ума. Часто дает сбои. А неделю-другую космонавт не позанимается - организм сразу чувствует. Мы предложили поставить нашу "дорожку", которая в десять раз меньше весит - не 300 кг, а 28. Американцы отказываются. Согласиться для них - значит признать, что их конструкция хуже. Однако космонавты могут долго летать только в хорошей физической форме. Поэтому сейчас изучается вопрос, чтобы поставить на МКС все-таки российский тренажер.

- Анатолий Иванович, а на какие недомогания чаще всего жалуются космонавты в полете? Или они не болеют совсем?

- Ну почему же? Бывают и головные боли, и простуда. Нередки ушибы, особенно на первых порах, пока человек осваивается в невесомости. Был случай кожного заболевания. Кстати, у тех, кто полетит на Марс, должен быть обязательно вырезан аппендикс.

Другая планета - про запас

- После полета Денниса Тито миллионеры словно посходили с ума: всем хочется повторить его "подвиг". А кое-кто уже и на Марс не прочь махнуть. Признайтесь, сколько кандидатов в "туристы" прошли через "сито" в вашем институте?

- Тех, кто не прошел, больше. Многие "бракуются" не потому, что у них есть какое-то заболевание, а, скажем, из-за плохой устойчивости к вестибулярным нагрузкам. Но это все тренируемо. Мы работали с бизнесменом из ЮАР Марком Шаттлвортом, который полетит в конце апреля на МКС. Была у нас группа "Нa-Нa". Только начал обследование солист известной американской группы N SYNC Лэн Басс.

- Увидела статистику: 40 процентов космонавтов покинули отряд космонавтов по болезни, 15 процентов были уволены из-за нервных срывов. Как вы прокомментируете эти цифры?

- Чушь. Профессиональных заболеваний ни у одного космонавта нет. Да, некоторые из них, как и все мы в определенном возрасте, страдают теми или иными расстройствами. Гипертоническая болезнь, радикулиты, нарушения слуха, ослабление зрения... И такая статистика имеется. У нас ведутся длительные наблюдения за космонавтами, которые уже отлетали. Эти люди, которые перенесли огромные физические и психологические нагрузки, существенно здоровее, чем их нелетавшие одногодки. Но, безусловно, есть те, кто по тем или иным причинам выбывают из отряда космонавтов. Например, ему 50 лет, а он уже плохо слышит. Но я не могу сказать, что снижение слуха - это профессиональное.

- Анатолий Иванович, а нужен ли сегодня этот проект, когда нам не хватает денег даже на МКС?

- Хотим мы или нет, но строящаяся Международная космическая станция - повторение пройденного. А полет на Марс - это действительно глобальная задача и принципиально новый уровень развития мировой космонавтики. Здесь главное - не прерывать работы, которые уже начались. И дело даже не в технике - уходят люди. Если будет не только интерес ученых к этой проблеме, но и интерес общества, государственная поддержка, то реально полет может состояться в начале третьего десятилетия. Это проект во имя познания человеком того, чего он еще не знает. Он все равно состоится, но жаль, если без нашего участия".