Дети и взрослые по-разному воспринимают время

Группа ученых под руководством Университета Эётвёш Лоранд в Венгрии эмпирически исследовала, меняется ли восприятие времени с возрастом, и если да, то как и почему. Эксперты собрали группу участников из трех возрастных групп (4-5, 9-10 и старше 18 лет) и попросили их посмотреть два одноминутных видеоролика. Образцы были взяты из популярного мультсериала и были сбалансированы по визуальным и акустическим характеристикам, за исключением одной особенности - насыщенности событиями. В то время как один ролик состоял из быстрой последовательности событий (полицейские спасают животных, а затем арестовывают вора), другой представлял собой монотонную, повторяющуюся последовательность (шесть заключенных бегут на вёсельной лодке). После просмотра видеороликов участников спросили, какой из них длиннее. Ответы показали, что если две трети дошкольников воспринимали насыщенный событиями ролик как более длинный, то три четверти взрослых чувствовали то же самое в отношении насыщенного событиями ролика. Средняя группа, в которой участники выражали аналогичное, но более умеренное предубеждение, чем взрослые, помогла исследователям оценить сдвиг в восприятии времени, происходящий примерно в семилетнем возрасте. Чтобы объяснить эти различия в восприятии времени между возрастными группами, эксперты опирались на концепцию "эвристики", которая была введена в Когнитивной науке Амосом Тверски и Дэниелом Канеманом и относится к нашей способности использовать умственные сокращения или приближения, чтобы помочь нам быстро принимать решения. Поскольку наш мозг не имеет надежных центральных часов или прямого сенсорного отображения длительности (в отличие от расстояний или высоты тона), мы должны использовать прокси, чтобы получить представление о временном отрезке. По словам ученых, дети используют "эвристику репрезентативности" для измерения времени. Например, они спрашивают себя, о каком видео они могут говорить больше. Поскольку насыщенное событиями видео было наполнено действиями и состояло из нескольких эпизодов, они могли говорить о нем больше, и поэтому им казалось, что оно длится дольше. Однако в возрасте от шести до десяти лет дети усваивают концепцию "абсолютного" или "универсального" времени, которое воспринимается как физическая сущность, не зависящая от событий, с которыми оно связано, и может помочь нам назначать встречи, организовывать наши задачи и следовать временной шкале, засекая время. При таком развитии событий эвристика репрезентативности для измерения времени меняется на "эвристику выборки", которая помогает нам проверять течение времени, часто делая выборку, например, глядя на часы или наблюдая за движением транспорта. Так, будучи взрослыми, при просмотре увлекательного фильма наш разум полностью погружается в сюжет, в то время как во время скучного фильма мы будем неоднократно проверять часы или думать о чем-то другом, и все эти отвлечения позволят нам засечь течение абсолютного времени. По мнению исследователей, эти два типа эвристик могут объяснить довольно странное переключение в возрасте около семи лет и породить устойчивое предубеждение, что, например, обычные встречи длятся гораздо дольше, чем на самом деле. Тем не менее, необходимы дополнительные исследования, чтобы лучше понять загадку времени и то, как наш разум может ее осмыслить. Исследование опубликовано в журнале Nature Scientific Reports.