Курчатов учился в Симферополе, защищал от фашистов Севастополь и отдыхал в Ялте
В Крыму отмечают 120-летие академика Игоря Курчатова. Великий ученый, благодаря которому наша страна создала атомную и водородную бомбы, приступила к созданию атомных подлодок, ледоколов и электростанций, — знаковая фигура не только для огромной России, но и для маленького Крыма. Он окончил гимназию и университет в Симферополе, защитил от фашистских мин корабли, изучал Черное море в Феодосии и оставил в наследство российским ученым дачу в Большой Ялте. «Парламентская газета» рассказывает о главных крымских вехах биографии Курчатова.
Отличник, борец, футболист и музыкант
В день рождения академика, 12 января, торжественные мероприятия пройдут в симферопольской гимназии № 1 имени Курчатова, которую он окончил в 1920 году. Отметят юбилей ученого в Крымском федеральном университете, предтечу которого — Крымский университет имени Фрунзе — он окончил в 1923 году, и на «Даче Курчатова» в Кореизе, которая входит ныне в состав Национального исследовательского центра «Курчатовский институт». Выставка, приуроченная к юбилею «отца советской атомной бомбы», открылась в главной научной библиотеке Крыма «Таврика».
Курчатовы переехали из Симбирска в Симферополь в 1912 году по совету врачей — старшая сестра будущего ученого Антонина заболела чахоткой, однако, увы, спасти девочку не удалось. Игоря определили в старейшую школу Таврической губернии — классическую мужскую гимназию, в которой в свое время учился Иван Айвазовский и преподавал Дмитрий Менделеев. Курчатов оказался достойным продолжателем традиций. Он окончил гимназию с золотой медалью, которую, правда, так и не получил, — весной грозового 1920 года врангелевским властям Крыма было не до вручения школьных наград. При этом юный Игорь не только блестяще успевал по всем предметам от закона Божьего и церковнославянского языка до физики и математики, но и увлекался французской борьбой, футболом, крокетом, лаптой, выпиливанием по дереву, играл в гимназическом струнном оркестре на балалайке и мандолине и исполнял русские народные песни под собственный аккомпанемент на пианино. А еще одновременно с учебой в гимназии Игорь окончил ремесленную вечернюю школу и получил квалификацию слесаря, что позволило ему подрабатывать на механическом заводе Тиссена (ныне завод «Фиолент»).
Университет за три года
По старому стилю Игорь Курчатов родился в предпоследний день 1902 года — 30 декабря, по новому стилю это 12 января 1903 года. Это спасло будущего ученого от призыва в армию Врангеля. В 1920 году белые в Крыму ставили под ружье родившихся в 1902 году, но не брали тех, кто родился в 1903-м. Так Курчатов избежал участия в Гражданской войне и возможной эмиграции после разгрома белогвардейцев, как случилось с его родным дядей, Сергеем Курчатовым.
«Крымские награды» Курчатова: — золотая медаль гимназии; — медаль «За оборону Севастополя»; — Сталинская премия первой степени.
В ноябре 1920 года, когда дядя вместе с солдатами и офицерами врангелевской армии покидал полуостров, Игорь поступил на физико-математический факультет Таврического университета. Время было тяжелое: Гражданская война, голод, нищета. В свободное от учебы время Курчатов работал воспитателем в детском доме, сторожем в кинотеатре, препаратором в университете.
Однокашник и лучший друг Игоря - будущий академик директор Харьковского физико-технического института Кирилл Синельников вспоминал, что должность препаратора давала добавочно 150 граммов хлеба к скудному студенческому пайку в 200 граммов. «Лекции у нас кончались к двум часам, и, наскоро пообедав в бесплатной студенческой столовой (неизменный суп из перловки — «шрапнели» с 2-3 малюсенькими рыбками, хамсой), направлялись в лабораторию, и там начиналась наша практическая учеба — подготовка лекционных демонстраций, изготовление приборов для студенческого практикума и т.д. Засиживались часов до 11-12 ночи, а затем в нетопленых холодных комнатах, где жили, при свете коптилок надо было расшифровывать конспекты лекций», — писал Синельников. Тем не менее четырехлетний университетский курс Курчатов прошел за три года и в сентябре 1923-го отправился покорять Петроград.
Летом следующего 1924 года Курчатов по семейным обстоятельствам вернулся в Крым и устроился в Гидрометеорологическое бюро Черного и Азовского морей в Феодосии, где выполнил несколько научных исследований. Однако эта работа молодого ученого не удовлетворяла, и в ноябре он переехал в Баку работать ассистентом кафедры физики в Азербайджанском политехническом институте.
Перед тем как в бой идти
Воскресенье 22 июня 1941 года Игорь Курчатов и его жена Марина — родная сестра Кирилла Синельникова — встретили в Гаспре, куда приехали в санаторий, чтобы провести отпуск. Ученый немедленно вернулся в Ленинградский физико-технический институт, чтобы через полтора месяца вновь оказаться в Крыму — на этот раз в Севастополе, где Курчатов возглавил работы по защите советских кораблей от немецких магнитных мин. Это была стратегическая задача, за ходом которой следил лично Сталин. Ученый прилетел в город русской славы «для выполнения весьма срочного спецзадания на Черноморском флоте» 9 августа 1941 года. Уже в начале сентября были разработаны временные нормы и инструкции, а в октябре — Правила и нормы размагничивания кораблей.
За три месяца бригада под руководством Курчатова размагнитила пятьдесят кораблей и подводных лодок. «Перед тем как в бой идти, побывай у элфэти», — шутили моряки-черноморцы. ЛФТИ — это как раз Ленинградский физико-технический институт. Труд ученых был высоко оценен советским правительством: постановлением Совнаркома СССР от 10 апреля 1942 года за создание эффективных методов размагничивания кораблей и практическое их осуществление Игорю Курчатову, Анатолию Александрову и еще шести участникам работ присуждена Сталинская премия первой степени. А в 1976 году в Севастополе на набережной бухты Голландия установили памятник ученым.
Дорогами большого ученого
29 августа 1949 года прогремел взрыв первой советской атомной бомбы. Мир узнал, что в СССР создано оружие возмездия для сил, по выражению Курчатова, «задумавших уничтожить или поставить на колени нашу прекрасную Родину». У ученого впервые за много лет появилась возможность отправиться в отпуск. Куда? Конечно, в Крым, в санаторий «Нижняя Ореанда». Сотрудники здравницы рассказывали, что Игорь Васильевич ежедневно составлял план прогулок, стараясь выбирать каждый раз новые, незнакомые места. Любил встречать восход солнца на вершине Ай-Петри. Тропа от Нижней Ореанды до вершины горы Ай-Никола длиной около семи километров, по которой особенно любил гулять ученый, носит сегодня его имя.
В 1950 году по распоряжению Совнаркома СССР Игорю Курчатову за неоценимый вклад в развитие обороноспособности страны передали в личную собственность бывшую дачу фабриканта Густава Келлера в Кореизе, построенную по проекту знаменитого архитектора Николая Краснова. Ученый несколько раз отдыхал там, в том числе незадолго до смерти, в 1959 году. После кончины Игоря Васильевича дом перешел к его жене, Марине Дмитриевне, а затем к брату, Борису Васильевичу. После его смерти Институт атомной энергии выкупил курчатовское владение и открыл там санаторий. Сегодня «Дача Курчатова» — это Крымский филиал Национального исследовательского центра «Курчатовский институт».