Эффект домино, или Несколько сценариев экологических катастроф

Эффект домино, или Несколько сценариев экологических катастроф
© Телеканал «Наука»

Зачем нам леса. И что случится, если их не станет

Недавно ученые из Йельского университета создали подробную карту лесов на нашей планете. Они посчитали буквально каждое дерево. И получилось, что на Земле их около трех триллионов, а во времена древних человеческих цивилизаций было в два раза больше. То есть мы уже уничтожили половину лесов на планете, вырубая по 10 миллиардов деревьев в год. Такими темпами через 300 лет лесов у нас вообще не останется. А жить мы без них сможем?

Дыхание

«Человек может прожить без кислорода три минуты, без воды три дня, а без пчел четыре года», — известная фраза Альберта Эйнштейна. Деревья — одна из важнейших составляющих бинома планеты Земля. Они дают нам кислород, кормят плодами, лечат, защищают от палящего солнца, шума и ветров, укрепляют берега и даже умирая, приносят пользу, давая топливо для тепла и приготовления пищи.

Леса производят 30% всего кислорода на Земле. Хотя еще большую часть выделяют морские организмы — водоросли и фитопланктон. 

Сейчас в атмосфере Земли около 21% кислорода. И это на 4% больше, чем необходимо нам для дыхания. А это значит, что после вырубки лесов мы задохнемся не сразу, у человечества в запасе останется примерно 200 лет. 

Но дышать нам все равно станет труднее, так как зелень поглощает до 40% ядовитого оксида азота и около 60% вредной нанопыли. Увеличится количество больных серьезными легочными заболеваниями. 

Защита от шума

Если исчезнут все деревья, мы почувствует не только нехватку кислорода, но и городской шум. Мы не задумываемся насколько много деревьев окружают нас в мегаполисах. Все звуки, которые издают автомобили и самолеты, отражаются от твердых поверхностей, но поглощаются мягкими, такими как листва. 

Если высадить полосу деревьев шириной 30 метров вдоль дороги, то шум от нее уменьшится примерно в 10 раз.

Позитивное настроение

Исследования ученых висконсинского университета доказали, что жители озелененных городских районов заметно меньше подвержены депрессиям, чаще выходят на улицу и больше занимаются спортом. А значит, меньше страдают от ожирения и сердечных заболеваний. 

Тепло

По расчетам ученых, от заготовки древесины зависят почти миллиард человек. Они покупают или самостоятельно добывают дрова для обогрева своих жилищ. 

А без лесов 1/8 населения земного шара просто замерзнет. 

Еда и лекарство

Также деревья являются источником фруктов, орехов, листьев, сока, лекарственных средств и другой важной для человека продукции. Торговля древесными плодами ежегодно приносит $88 млрд. А если учитывать строительные материалы и прочую продукцию, связанную с деревьями, то это уже $1,3 трлн. В общем, без деревьев нас ждет еще и глобальный экономический кризис.

Дом для животных

Вырубка лесов запустит эффект домино: вымирание одних живых созданий приведет к гибели других, включая человека. Многие болезни, вроде короновируса и оспы перешли к нам от животных из-за массовой вырубки лесов. Оставаясь без жилья, животные стали чаще контактировать с людьми. И если мы вырубим все леса, то эта миграция превратится в нашествие и борьбу за пропитание. 

А вскоре начнется еще и всемирный потоп…

Климат

Деревья впитывают огромное количество влаги и сдерживают почвенные пласты. А наводнение станет причиной эрозии почвы, Землю будет буквально смывать водой в водоемы, которые, в свою очередь, неминуемо начнут «цвести». А это уже приведет к гибели водной флоры и фауны. Пресной воды не останется. Круговорот воды в природе, когда деревья впитывают влагу, а потом отдают ее испарениями, будет нарушен. Всемирный потоп сменит великая сушь, а следом еще и изменение климата. Ведение сельского хозяйства и животноводства пострадает. Итог — вымирающая от голода и болезней планета. 

Все это уже было

Тотальная вырубка лесов уже приводила к гибели населения. Остров Пасхи предстал глазам мореплавателей XVIII века лишенным растительности участком суши в Тихом океане с горсткой изможденных, низкорослых и несчастных аборигенов. На фоне скудной земли и истощенных людей контрастно выделялись огромные каменные статуи — признак некогда мощной и развитой цивилизации, расцвет которой пришелся на XV– XVII века. Тогда на острове шумели леса, развивались сельское хозяйство и рыболовство, а население достигало 30 тысяч человек. Древнюю цивилизацию островитян погубила безудержная борьба за могущество, сопровождавшаяся массовой вырубкой леса и последующей эрозией почвы, голодом и каннибализмом. 

Хочется верить, что человечество стало умнее и извлечет урок из печальной истории аборигенов острова Пасхи и не допустит ее повторения уже в масштабах всей планеты.

Будет ли жизнь без пчел?

Пчелы играют в нашей жизни куда большую роль, чем мы себе представляем. От их существования напрямую зависит и жизнь человечества. Помните фразу Эйнштейна, что без пчел мы протянем всего четыре года? 

Гибель пчел для человечества практически равна глобальной катастрофе — типа извержения супервулкана или падения крупного метеорита. 

И массовая гибель пчел уже началась. В южных странах их популяция снизилась на 5%, в центральной Европе на 10–15, а на Севере и вовсе на 20%.

В России особенно пострадали популяции в Челябинской и Ульяновской областях. На проблему обратила внимание даже ООН. И дело не столько в самом меде. Без него обойтись можно, а без опыления, необходимого для сельского хозяйства — нет. И мы сами рубим сук на котором сидим, применяя химию — азотные удобрения и пестициды, которые насекомых напрямую не убивают, но снижают их иммунитет. Мы делаем их беззащитными, а добивает истинный пчелокиллер — микроскопический, но крайне опасный пчелиный клещ, высасывающий из них все жизненные соки. Бороться с ним и лечить мохнатых тружениц невероятно сложно даже опытным пасечникам. 

К пониженному иммунитету и клещу добавляется еще и колоссальный стресс, который испытывают пчелы, когда их ульи перевозят на новые места. Длительные поездки приводят к «синдрому разрушения колоний», который был описан американскими пчеловодами в 2006 году. В ходе «болезни» насекомые покидают свои колонии, чтобы никогда туда больше не вернуться. Поодиночке они не живут и вскоре погибают вдали от ульев. А тут еще и радиосигналы сотовой связи периодически сводят их с ума, подталкивая к самоубийству. 

По заверению ученых, без пчел мы лишимся трети всего мирового урожая. 

В основном — овощей, фруктов, бобовых и растений, идущих на пропитание скоту. А это неминуемо приведет к дефициту молока, сыров, йогуртов и, в конечном итоге, мяса. Вот разве что на рыб исчезновение пчел не повлияет. 

Пустые прилавки, взлетевшие до небес цены на продукты, массовый голод. Более чем печальная перспектива, на фоне которой меркнет мысль о проблемах с одеждой, ведь пчелы еще и опыляют хлопок. Но это еще ладно — можно перейти на шкуры и синтетику. 

Сократятся, но окончательно не исчезнут запасы некоторых основных продуктов питания — зерновых культур и риса, которые опыляются ветром. Да, и другие опылители в природе есть. Например, летучие мыши, которые опыляют бананы. Есть комары — естественные опылители какао-бобов. Опылять растения также могут мухи, бабочки, птицы и другие насекомые. И главный кандидат на замену пчел — шмель. Но, лишь в плане опыления, а не меда — у шмелей он больше напоминает сахарный сироп и вырабатывается в микроскопических объемах. Для сравнения — две пчелиные семьи могут произвести до 34 килограммов меда, а шмелиный придется собирать разве что с помощью глазной пипетки.  Но как опылитель шмель мощнее пчелы. И некоторые районы Сибири уже активно используют этих насекомых для аграрных целей. Одна проблема: они тоже вымирают.

Что же делать?

В провинции Сычуань — крупнейшем экспортере груш, для опыления используют людей, надевающих на голову специальный обруч «пчелка». Но, готово ли все человечество применить передовой опыт трудолюбивых и дисциплинированных китайцев? Навряд ли. 

Да и есть куда более перспективные методы решения проблемы. Инженеры Гарварда работают над созданием робопчелы, экспериментальные модели уже изобретены и до завершения проекта необходимы всего лет десять. Главное, чтобы радиоуправляемые пчелы не попали в плохие руки и не стали ордой хладнокровных убийц, как в ужастике «Черное зеркало».

А может и рано списывать со счетов обычных пчел? На самом деле, они весьма живучи. 65 миллионов лет назад, после падения гигантского астероида, динозавры вымерли, а пчелы остались. Точнее, по словам биолога Сандры Рехан из Университета Нью–Гэмпшира, возродились заново после почти полного вымирания. Не исключено, что эта история повторится. Может пчелы еще всех нас переживут. А вот кораллы вряд ли... 

Так ли нам нужны кораллы?

Глобальное потепление грозит вымиранием еще одних живых существ, от которых также зависит будущее планеты — кораллов. Повышения температуры воды всего на 1℃ достаточно, чтобы коралл потерял цвет, заболел и умер. 

Всего за два года знаменитый Большой Барьерный риф рядом с Австралией лишился половины популяции кораллов. И такая тенденция наблюдается по всему мировому океану. Коралловые рифы занимают всего 1% океана, но являются некими мегаполисами подводного мира. Именно на них или вблизи живет на протяжении последних 50 миллионов лет 2 млн видов существ, а это почти четверть обитателей океанов. Поэтому исчезновение рифов приведет к колоссальным потерям среди морской флоры и фауны. Некоторые виды, такие как морские черепахи, исчезнут навсегда. Но к массовому, уже шестому по счету, вымиранию видов приведет отсутствие фильтрации. 

Кораллы — это биофильтры, сохраняющие прозрачной и чистой воду океанов. 

Место кораллов займут морские водоросли, образуя настоящие подводные леса, подобные тем, что мы наблюдаем в Саргассовом море. Гибель кораллов и нашествие водорослей грозит вымиранием ценных промысловых морских видов и коллапсом рыболовной промышленности. 20% всего белка жители Земли получают из морепродуктов. Готовы ли мы лишиться столь ценного источника пропитания? 

Что уж там! На туризме тоже можно будет поставить крест. Никто не захочет платить бешеные деньги за поездку на Мальдивы, ради того, чтобы плавать в лесу из водорослей. По прогнозам —  Индонезия, Малайзия, Филиппины и многие другие туристические мекки потеряют около $375 млрд годового дохода. 500 миллионов человек останутся без работы, местные экономики рухнут.

Но и это еще все. Рифы защищают береговые линии множества стран от сильных штормов. Кораллы создают естественный волнорез. Но когда он исчезнет огромные океанские волны начнут накатывать на берег, затопляя его и унося с собой почвы.  Вода быстро вытеснит жителей прибрежных районов из их домов. А многие островные государства просто смоет.

Быстро восстановить коралловые рифы силами людей невозможно, они растут по 500 лет. Спасет разве что чудо, если мать-природа волшебным образом решит вдруг охладит мировой океан. 

А нам, пока не поздно, пора задуматься о невосполнимом ущербе окружающему миру, и не сегодня или завтра, а уже вчера. 

Подготовлено по материалам программы «Что будет, если...» канала «Наука»