Покорители полюсов: от атомных ледоколов до космической пыли
Начало долгого пути
Арктика и Антарктика – это 80 миллионов квадратных километров суровых снежных пустынь. Для сравнения – площадь России всего 17 миллионов километров. И уже больше века за изучение этих неизведанных земель отвечает Арктический и антарктический научно-исследовательский институт. Как начиналась история ученых-покорителей севера и чем они занимаются сегодня на промерзших полюсах планеты – читайте в нашем материале.
Прямо у здания ААНИИ стоит приметная скульптура. На ней тепло одетый бородатый мужчина и две ездовых собаки. Украшает изваяние камень, на котором высечено: «Тем, кто шел первым, тем, кто идет, тем, кому еще предстоит пройти». Они не просто идут уже 102 года. А с помощью науки покоряют неизведанные земли. Свою историю институт ведет с 1920 года. Тогда была организована научно-промысловая экспедиция при Верховном совете Народного хозяйства. Перед полярниками век назад стояла такая же задача, как и перед учеными сегодня – в первую очередь освоить Северный морской путь.
Поколения полярников
Преемственность поколений – основа работы института. В 1937 знаменитые «папанинцы» пошли на смелую авантюру. Разбили лагерь на льдине и отправились в свободное плаванье по океану. Дрейфующую станцию называли «Северный полюс-1». Провизию первооткрывателям тогда могла доставить только авиация. Многие продукты к радости пса по кличке Веселый не были готовы к долгому хранению и транспортировке и портились еще в полете. Все доставалось четвероногому компаньону героев.
Путешествие заняло 9 месяцев. В феврале льдина начала быстро таять, теперь было невозможно забрать полярников самолетом. Спасательная операция затянулась. 6 февраля 1936 года разбился направленный на помощь «папанинцам» дирижабль. И лишь спустя две недели после этого крушения сквозь бури и ледовые заторы до героев добрались ледоколы. Всех ждали награды, а пес Веселый и тут хорошо устроился – отправился жить на дачу к Иосифу Сталину по личной просьбе «отца народов».
Дрейф сквозь время: ОТ СП-1 к СП-41
Традиция вести метеорологические и географические исследования с помощью дрейфующих станций «Северный полюс» сохранилась до сих пор. Даже в названии меняется только порядковый номер. На станции СП-8 спустя 20 лет после Ивана Папанина так же зимовал Владимир Евсеев.
Он вспоминает, что полярники так же сильно зависели от авиапоставок, как и легендарные предшественники. Авиация в те годы могла поднять в воздух небольшое количество полезного груза. А сесть на льдину и вовсе могли лишь небольшие самолеты. Пенсионер рассказывает: продукты портились уже не так быстро. А вот с углем были постоянные перебои. И помимо больших научных открытий они каждый день совершали маленькие житейские. Он до сих пор знает, как сделать так, чтобы горстка угольной пыли не сгорела за 2 минуты, а обогревала жилье всю ночь.
«У нас была угольная печка, а станция находилась очень далеко, от берега порядка 8 часов надо было лететь, нам давали мешки с углем, так мало… на день 3-4 мусорных совка получалось. Все! Спали так: у меня раскладушка – под ней лед. На стенке коврик – под ним тоже лед», – рассказывает главный специалист центра «Север» Арктического и Антарктического научно-исследовательского института Владимир Евсеев.
Виктор Евсеев проработал в ААНИИ 70 лет! Именно он обнаружил желоб Литке, до 1972 года считавшийся самой глубокой точкой Северного Ледовитого океана (5449 метров). Сделал это по старинке – с помощью 6-километрового троса, который вместе с грузом весил почти тонну. Сегодня на смену лебедке пришли эхолоты. А справа от названия дрейфующей станции «северный полюс» появились цифры 4 и 1. Современные базы полярников выглядят теперь не как лагерь на льдине! Они больше походят на круизные лайнеры.
Ледостойкая самодвижущаяся платформа – сердце станции. Она и транспорт, который доставил полярников на место, и место жительства, и научно-исследовательский центр. На борту полтора десятка лабораторий. В корпус судна вмонтированы датчики для изучения ледовой обстановки. А в арсенале ученых есть беспилотные летающие и подводные аппараты.
Как дела на южном полюсе?
Да и авиация сегодня может привезти намного больше полезного груза. В ноябре 2022 на станции «Прогресс», что на южном полюсе, открылась новая взлетно-посадочная полоса, способная принимать тяжелые самолеты. Они садятся прямо на снег!
«В течение полугода проводилась аккумуляция снежного покрова и уплотнения по специальной технологии. С тем, чтобы создать плиту мощностью не меньше метра. Ее прочность позволяет приземляться на нее тяжелым самолетам», – говорит главный специалист российской Антарктической экспедиции Светлана Григорьева.
ИЛ-76 весит 72 тонны. И это без учета груза. Раньше посадка таких огромных машин осуществлялась на ледяные взлетно-посадочные полосы. Их обустраивали на участках сверхпрочного голубого льда. Чтобы воздушный лайнер таких размеров мог безопасно приземлиться на снежную плиту, трамбовать ее пришлось полгода – слой за слоем.
Арктика и Северный морской путь сегодня у всех на слуху, но большое внимание уделяется и второму южному полюсу.
«Антарктида больше всего важна, потому что это огромный и нетронутый заповедник, который наименее подвержен антропогенному воздействию. Конкретный пример: очень хорошо в Антарктиде заниматься изучением космической пыли. Ее собирают на чистейшем анатектическом снегу, много проводится климатических исследований», – отмечает Светлана Григорьева.
Фундаментальная наука арктических широт
Мировая гонка за древним льдом тоже разворачивается в Антарктиде! Американцы пока лидируют. Зарылась глубже всех на 2,7 миллионов лет. Но вот взятый образец подвел. Слои в нем оказались перемешаны, а значит и порядок тысячелетий нарушен. Российские специалисты оказались удачливей всех. Самый древний лед на Земле, в котором сохранена непрерывная последовательность слоев, нашли именно ученые Арктического и антарктического НИИ. На Южном полюсе в районе подледникового озера Восток. Его возраст – 1,3 миллиона лет. Этот образец уникален – в мире нет аналогов по качеству научного материала.
Обратно на Северный полюс
И если лед Антарктики – основа исследований для фундаментальной науки, то Арктика актуальна в прикладном смысле прямо сейчас. Самый большой атомный ледокольный флот – у России. Прямо сейчас сверхсовременные суда ведут за собой танкеры. Чтобы капитаны знали точный курс, в Петербурге работает центр ледово-гидрологической информации. Здесь составляется и раз в неделю полностью обновляется ледовая карта всей Арктики. Делается это практически вручную. Каждый специалист здесь отвечает за свое море, например, Наталья Скутина – главная по Баренцеву. Основной источник данных – спутниковые снимки.
«Анализируя, мы выясняем толщину льда по форме, размеру полей, по цвету. Есть сеть станций берегового наблюдения, там есть специальный наблюдатель, обученный человек, который следит за ледовой обстановкой и ходит измерять лед», – поясняет ведущий специалист Центра ледовой и гидрометеорологической информации Арктического и Антарктического научно-исследовательского института Наталья Скутина.
Эти данные критически важны для движения судов. На заре изучения Северного полюса ледоколы могли ходить лишь очень короткий период времени – 4 месяца. Появление первого атомного ледокола «Ленин» в 1957 году расширило этот срок. Легендарного «пенсионера» разрабатывали в том числе и здесь. Чтобы просчитать, какими должны быть обводы корпуса для оптимального прохождения преград, был построен первый в мире ледовый бассейн. До сих пор здесь проходят испытания уменьшенных моделей ледоколов.
«Есть технология создания такого искусственного льда, который подобен морскому. Морской лед сильно отличается от пресного, и когда мы делаем натурные испытания, мы абсолютно точно можем померить нагрузки, испытать воздействия льда на корпус и понять, какие мощности, какие обводы, какие разделения должны быть у судна», – говорит директор Арктического и Антарктического института Александр Макаров.
Здесь испытывали ледоколы нового поколения. В ноябре на воду спустили самого молодого наследника «Ленина» – «Якутию». Это уже четвертый представитель проекта 22220. Главное отличие этих атомных судов от машин прошлого поколения – использование в конструкции двойной осадки. Они способны проводить караваны в арктических условиях – ломать лед толщиной до трех метров. А могут работать на мелководье – в устьях полярных рек. «Арктика», «Сибирь», «Урал» и «Якутия» – основа экономического развития русского севера. Уже на подходе их «младшие братья» и сверхмощный атомный ледокол «Россия».
Расширение интересов
Кроме 80 миллионов скованных льдом квадратных километров, институт расширяет территорию своих научных изысканий. В связи с глобальным потеплением начала таять вечная мерзлота. Здания, построенные на ней, в начинают рушиться. Ученых попросили решить новую климатическую головоломку.