Войти в почту

Как крестьян в Юрьев день объегорили

9 декабря православная церковь отмечает день святого Георгия Победоносца. Это всегда, еще со времен Древней Руси, был большой и любимый праздник. Но сыграл еще и гигантскую роль в отечественной истории – именно с ним связано закрепощение основной массы крестьян.

Как крестьян в Юрьев день объегорили
© ГлагоL

«Вот тебе, бабушка, и Юрьев день», — эта поговорка жива до сих пор и означает отмену какого-либо события, обман ожиданий, несбывшуюся надежду. У имени Георгий на Руси было несколько производных, появление которых связано с фонетическими вариантами произношения – Егор (Егорий) и Юрий (Гюрий). Так, например великий князь Ярослав Мудрый по крещению был Георгием, а основал в честь своего святого покровителя город Юрьев.

День святого Георгия – был большим праздником еще и потому, что совпадал по времени не только с окончанием всех полевых работ, но и выплатой положенных налогов. К этому же дню землевладелец обязан был рассчитаться с наемными работниками – зарплату тогда раз в год платили. А значит можно было как следует отметить. Тем более и помещик часто угощал, правда, с умыслом, но об этом чуть ниже.

Вопреки устоявшемуся представлению, крепостное право в России было далеко не всегда, а всего лишь 200 лет – с 1649 года по 1861 год. Впрочем, вместе с определенными постепенными ограничениями, то можно отсчитывать с конца XVI века. До Ивана Грозного и все время его правления все крестьяне считались вольными хлебопашцами!

Более того, историкам доподлинно неизвестно ни одного указа или иного документа, который бы вот так, юридически, объявлял крепостную зависимость. Часть историков, например, В. Татищев и В. Соловьев, считали, что он утерян. Но большинство полагает – указа о закрепощении никогда и не было.

Как настаивал В. Ключевский, иначе бы в других документах обязательно были бы ссылки на него. А так – никакого намека. И это притом, что начиная с XVI века мы уже имеем обильную документальную базу тех времен. Вот и получается, что все последующие государственные акты об усилении крепостной зависимости, а тем паче личной зависимости, крестьян ни на чем, не основаны – только на традиционном (обычном) праве.

Однако надо учесть, что современные находки, в частности В. Корецкого, указывают, что уже при царе Федоре и Годунове Юрьев день не действовал. Но это предмет дальнейших исследований.

У крестьян была поземельная зависимость – землей владел помещик, а не он. А значит приходилось ее арендовать у хозяина. И пока не выплатишь все, что положено оброком и барщиной покинуть землю ты не мог. Не заплативший сполна – считался беглым и преследовался по закону.

Такая система действовала с XI века. Но поскольку все же частыми были случаи, когда крестьяне уходили посреди сезона, то власть озаботилась законодательно это запретить, пока не собран урожай. Что и было закреплено в Судебнике Ивана III от 1497. По нему был определен срок, когда крестьянин мог перейти от одного помещика к другому – Юрьев день. Вот так он и появился.

Естественно, на это давались не одни сутки – уйти можно было за неделю до Юрьева дня и в течение недели после. Помещики были крайне заинтересованы, чтобы крестьянин не мог воспользоваться этим правом, чтобы не остаться без рабочих рук – иногда уходили все поголовно. Поэтому закатывали обильные пиры, которые эти две недели и длились. Как только мужик трезвел, то выяснялось – нужные сроки прошли, и он вынужден был дальше работать на своего помещика.

Но пьяницами были не все, даже не большинство. Поэтому все равно уходили. Особенно страдали не очень богатые помещики – их людей постоянно сманивали более могущественные соседи. Да и государство терпело от этого убыток, поскольку обязанностью землевладельца была военная служба. А поместье ему давали, чтобы было на что приобрести все необходимое для нее – коня, оружие, припасы в поход.

Особенно заметно это стало после Ливонской войны, которую затеял еще Иван Грозный. Тогда его сын, царь Федор I Иоанович, издает в 1597 году указ, по которому вводились так называемые «урочные лета». То есть время, в течение которого помещик мог подать иск и тогда крестьянин считался беглым и объявлялся в розыск. Бегством стал считаться любой уход от помещика не зависимо от причин.

Поскольку царь Федор был не шибко «силен головкой», то по факту государством управляло правительство Бориса Годунова. Вот его-то и считают виновником крепостного права, от которого потом так долго и так болезненно будут избавляться. Хотя этот тезис и вызывает жесточайшие споры историков.

Первоначально урочные лета длились 5 лет – если беглеца не поймали, то дело о нем прекращали и он становился свободным. Но постепенно этот срок постоянно поднимали, в 1607 году он был увеличен уже до 15 лет. Учитывая продолжительность жизни в то время, то для многих это означало до конца дней.

И, наконец, в 1649 году выходит Судебник царя Алексея Михайловича – свод всех законов государства. И вот по нему право перехода в Юрьев день окончательно отменяется. Крестьяне стали поземельно зависимыми, не могли никуда от нее уйти. Но еще сохранилась определенная личная свобода, «вещью» они станут много позже с увеличением «вольности дворянской» в XVIII веке. А пока им оставалось только горько ухмыляться, выдумывать пословицы, да новое словечко, которым определили как с ними поступили – объегорили.