Ученые считают, что в гибели жизни на Марсе виноваты микробы

Ученые считают, что в гибели жизни на Марсе виноваты микробы
© FBM.ru

Жизнь на Марсе привела к самоуничтожению Красной планеты 4 миллиарда лет назад. Такую теорию выдвинули исследователи из университета Сорбонны в Париже, пишет журнал “Scientific American”.

Хотя мы знаем, что ранний Марс был более влажным, теплым и пригодным для жизни, чем сегодняшняя лиофилизированная пустынная планета, исследователям еще предстоит найти какие-либо прямые доказательства того, что на марсианской поверхности когда-либо существовала жизнь.

Французские исследователи пришли к выводу, что микробы могли когда-то процветать всего в нескольких сантиметрах под большей частью поверхности Красной планеты, защищенные от агрессивного космического излучения почвой. Но эта погребенная биосфера в конечном итоге отступила бы глубже в планету, возможно, к своей гибели, движимая отрицательными температурами, созданными ею же. Исследование, опубликованное в журнале Nature Astronomy, предполагает, что эти гипотетические древние микробы поглощали водород и углекислый газ из марсианской атмосферы и, в свою очередь, производили метан. Все три вещества могут действовать как парниковые газы, улавливающие тепло, а это означает, что изменения в изобилии каждого из них могут оказать существенное влияние на температуру поверхности планеты.

«По сути, мы говорим, что жизнь, когда она появляется на планете и в правильном состоянии, может быть саморазрушительной», — говорит Борис Сотерей, научный сотрудник Сорбоннского университета в Париже и ведущий автор статьи. «Именно эта склонность к саморазрушению может ограничивать возможность широкого распространения жизни во Вселенной».

В 1965 году покойный химик Джеймс Лавлок, в то время работавший в Лаборатории реактивного движения НАСА, разработал осуществимую стратегию обнаружения жизни в других мирах. Ученый с коллегами предположили, что определенные химические соединения в атмосфере планеты влияют на глобальное присутствие жизни. На Земле, например, каждый газ уничтожает другой в условиях окружающей среды. Это была “Гипотеза Геи” Лавлока, которая легла в основу научных поисков инопланетной жизни в других мирах. А уже в 2009 году палеонтолог Питер Уорд из Вашингтонского университета утверждал, что жизнь более саморазрушительна, чем саморегулируема, и в конце концов стирает сама себя.

«Вы просто оглядываетесь на историю Земли и видите периоды, когда жизнь была злейшим врагом самой себе», — говорит Уорд, комментируя очевидную связь между его гипотезой Медеи и исследованием Сотери и его коллег. «И я думаю, что это, безусловно, могло иметь место на Марсе».