Телескопы МГУ запечатлели гамма-всплеск, относящийся к новому классу объектов

МОСКВА, 24 октября. /ТАСС/. Один из телескопов Глобальной роботизированной сети телескопов МАСТЕР, созданной МГУ им. М. В. Ломоносова, зафиксировал звездообразный объект, относящийся к всплескам-сиротам - новому классу космических объектов, источником которых могут стать аномально быстро вращающиеся черные дыры. Об этом в понедельник сообщила пресс-служба вуза.

"Астрофизики МГУ сняли гамма-всплеск, который принадлежит к новому классу объектов - так называемых всплесков-сирот, то есть, на первый взгляд, не связанных ни с какими другими объектами. Вероятно, их источник - ударная волна, порожденная в процессе образования аномально быстро вращающейся черной дыры", - говорится в сообщении.

Всплеск попал в кадр телескопа, расположенного в Аргентине. Через несколько часов этот же объект в стадии затухания снял американский телескоп проекта "Цвикки". Авторы предполагают, что пик всплеска пришелся на время между двумя этими кадрами.

"Благодаря особенностям "разгорания" и "затухания" нам удалось установить, что это оптическое свечение есть плавное и одновременно немонотонное, синхротронное излучение ударной волны, порожденной в процессе образования аномально быстро вращающейся черной дыры. Это своеобразный сигнал SOS, посланный погибающей звездой на другом конце Вселенной", - считает профессор, заведующий лабораторией космического мониторинга ГАИШ МГУ Владимир Липунов, чьи слова приводятся в сообщении.

Находка ученых стала первым всплеском-сиротой, обнаруженным на стадии разгорания. Результаты работы опубликованы в журнале Королевского английского астрономического общества MNRAS.