Войти в почту

«Среди дрейфующих льдов образовался город» Как 85 лет назад советский ледокол на 812 дней попал в ледяной плен Арктики

85 лет назад, 23 октября 1937 года, начался легендарный дрейф ледокола «Георгий Седов». Он случайно попал в ледовый плен и 812 дней блуждал в высоких полярных широтах Северного Ледовитого океана. Команда судна прошла путь в 3307 миль и столкнулась со множеством вызовов, а заодно разрушила знаменитую легенду о Земле Санникова, которая существовала более 125 лет. Историю экспедиции за пределами человеческих возможностей вспомнила «Лента.ру».

«Среди дрейфующих льдов образовался город» Как 85 лет назад советский ледокол на 812 дней попал в ледяной плен Арктики
© Lenta.ru

Легендарный дрейф «Георгия Седова», названного в честь русского полярного исследователя, начался случайно. В 1937 году участники экспедиции на ледоколе проводили исследования и вели интенсивные гидрографические работы в Карском море и в море Лаптевых — в районе Новосибирских островов. Когда научные работы были закончены, команду ледокола отправили на помощь каравану из 25 судов, застрявшему во льдах юго-западной части моря Лаптевых.

Вместе с «Георгием Седовым» на спасательную операцию отправились еще два ледокола — «Садко» и «Малыгин». Но в итоге они застряли вместе с караваном: 23 октября их зажало льдами у западного побережья острова Бельковского и понесло на север. Так караван и три ледокола остались вынужденно зимовать в водах Арктики.

В начале 1938 года большинство судов освободилось из ледяного плена, но ледоколы продолжили дрейф. Летчики сумели эвакуировать с них на материк 184 человека, но еще 33 члена экипажа остались на судах. В августе 1938 года «Садко» и «Малыгин» благодаря помощи ледокола «Ермак» наконец вырвались изо льдов. С ними мог бы уйти и «Георгий Седов», но у него оказалось повреждено рулевое управление. 15 человек, оставшиеся на судне, продолжили дрейф в одиночестве.

Экипаж ледокола «Георгий Седов». 1936 год. Фото: Дмитрий Дебабов / РИА Новости

Между тем Арктический институт поставил команде ледокола задачу — во время дрейфа изучить те области Северного Ледовитого океана, которые ранее не были исследованы. Кроме того, в конце XIX века в тех же широтах дрейфовал корабль Fram — на нем находилась норвежская полярная экспедиция во главе с Фритьофом Нансеном, а значит, наблюдения советских моряков по гидрометеорологическому и ледовому режиму можно было сравнить с данными норвежских коллег, полученными 40 годами ранее.

Прощание с легендой

Одним из важных достижений команды «Георгия Седова» во время дрейфа стало разрушение легенды о Земле Санникова, которая существовала более 125 лет. Она родилась в 1810 году. Тогда путешественник Максимилиан Геденштром посетил обледеневшие Новосибирские острова, его сопровождал промышленник Яков Санников.

Однажды Санников стоял на берегу и смотрел вдаль. Перед ним простирался бесконечный океан, а свинцовое небо говорило о том, что дальше — только открытая вода. Упорно вглядываясь в окутанный туманом горизонт, он вдруг заметил, что «над морем поднимались высокие каменные горы». Казалось, что до них рукой подать — всего лишь 10-20 верст, однако суровый северный климат делал и это расстояние непреодолимым без должной подготовки.

Ледокол «Георгий Седов» во льдах моря Лаптевых. Фото: Фотохроника ТАСС

Геденштром нанес на карту новые острова и написал: «Земли, виденные Санниковым». Возвращаясь из очередных экспедиций, Яков не раз упоминал горные вершины, которые то открывались взору путешественника во всей ясности, то оказывались лишь ледяными глыбами. Увиденные в туманной дымке клочки земли казались сплошным мифом, однако его словам поверили. При этом проверить их не могли много лет — кораблям постоянно мешали туманы и льды.

Масла в огонь добавил русский полярный исследователь Эдуард Толль, который в 1886 году оказался на севере острова Котельный (входит в Новосибирские острова). По словам Толля, с берега он видел неизвестную землю, которая могла быть той самой загадочной Землей Санникова.

Однако в ходе своего долгого дрейфа ледокол «Георгий Седов» дважды пересек район, в котором могла находиться Земля Санникова

В тех же местах в разное время оказывались ледоколы «Ермак» и «Иосиф Сталин», которые шли на помощь дрейфующим судам. И никто из них не обнаружил никаких следов Земли Санникова. По мнению ряда исследователей, эта таинственная земля на самом деле могла существовать, но она состояла не из скал, а из ископаемого льда со слоем грунта поверх, и в какой-то момент эта северная легенда просто растаяла.

Суровая работа

Команде «Георгия Седова» приходилось работать в тяжелейших условиях: за бортом бушевала пурга, ледяной ветер пронизывал до костей. Каждая задача превращалась в вызов: к примеру, для того, чтобы измерять глубину океана, нужен был длинный трос, но на ледоколе его просто не было. Тогда участники экспедиции сами изготовили его из толстых проволочных канатов.

Причем удалось это лишь с шестого раза, зато финальный трос вышел таким прочным, что прослужил до самого конца дрейфа. Не хватало исследователям и исправных глубоководных термометров, которые были нужны для гидрологических измерений. Однако и эту проблему команда ледокола смогла решить.

Чтобы проводить гидрологические исследования, члены команды ледокола делали прорубь во льду и ставили на нее палатку. Внутри палатки размещались плотные матрацы из конского волоса и два примуса.

Для замеров земного магнетизма из льда сооружали подобие домика. В этом домике у специального прибора исследователи должны были провести сутки, периодически делая записи. Но в одиночку выдержать такое было сложно даже самым суровым морякам ледокола, поэтому обычно эту работу посменно выполняли два человека.

Не время отдыхать

На протяжении всех 812 дней дрейфа у членов команды «Георгия Седова» не было специального времени для отдыха. Если же свободный день раз в месяц все же выпадал, то и в это время обязательно находилось какое-нибудь дело.

Бытовые условия на ледоколе тоже были далеки от идеальных: вечная темнота, скудная пища, постоянная сажа на постелях, книгах, столах и стульях. При этом в помещениях судна строго следили за тем, чтобы там всегда было сухо и тепло. Температуру внутри «Георгия Седова» старались поддерживать на одном и том же уровне — для этого в каждой каюте висел термометр.

Капитан ледокола «Георгий Седов» Константин Бадигин в своей каюте. Фото: РИА Новости

Чтобы не допустить появления грязи и паразитов, на ледоколе были введены специальные санитарные дни. Раз в десять дней каждый член команды должен был помыться в бане, привести в порядок свой туалет, а также сменить свое белье, наволочки и простыни на койке. По воспоминаниям Константина Бадигина, больше всего члены экипажа любили ходить в баню.

Впрочем, если с баней все было понятно, то дела со стиркой обстояли куда сложнее. Определенный запас чистого белья на ледоколе был: на протяжении нескольких месяцев после ухода «Ермака» команда «Георгия Седова» вообще не занималась стиркой. Но запасы со временем иссякли, и тогда стирать белье стали на коленях, при помощи мыла и двух тазов.

Хвостатые полярники

Между тем в сложнейшее время дрейфа на ледоколе «Георгий Седов» были не только люди. Компанию им составляли две собаки — Джерри и Льдинка. Они стали любимицами членов команды, которые очень привязались к питомцам и старались угощать их лакомствами, которые были на борту.

По своему характеру Джерри и Льдинка были совсем не похожи друг на друга. Первая в любую погоду шла вместе с людьми на лед и моментально выскакивала из каюты, если по шуму понимала, что готовится какой-то выход с ледокола. Она сопровождала исследователей даже в суровых условиях ледяных домиков: внутри Джерри выкапывала себе ямку и лежала в ней до конца дежурства. Вернувшись на судно, смелая собака быстро ела — и сразу же была готова идти обратно «в поле».

Советская почтовая марка с изображением ледокола «Георгий Седов» и портретами капитана Константина Бадигина и старшего механика Дмитрия Трофимова. Фото: Д. Чернов / РИА Новости

Льдинка же, напротив, не любила покидать ледокол, а снегу и льду предпочитала мягкий диван. Она всячески берегла силы, но если и тратила их, то лишь на то, чтобы попросить что-нибудь вкусное — к примеру, селедку. С ней вышел забавный случай: все началось с того, что третий механик ледокола по фамилии Алферов заделался корабельным синоптиком.

Он пытался предсказывать погоду по головкам болтов в кают-компании, проходивших сквозь деревянную обшивку стен. Когда за бортом был сильный мороз, на головках появлялись наросты льда. А если температура повышалась, наросты становились меньше. Болты в шутку прозвали «универсальным научным прибором "Эскимос" имени Алферова». Но тут в дело вступили Джерри и Льдинка.

***

3 января 1940 года к дрейфующему в Гренландском море ледоколу «Георгий Седов» на расстояние в 25 миль подошел ледокол «Иосиф Сталин». На то, чтобы пройти эти мили, понадобились долгие десять дней. 13 января ледоколы встали борт о борт, и «Иосиф Сталин» наконец вывел «Георгия Седова» на чистую воду.

Члены экипажа ледокола «Георгий Седов» торжественно проезжают по улице Горького (ныне Тверская) в Москве. 1940 год. Фото: РИА Новости

Так завершился легендарный дрейф советского ледокола: он продлился 812 дней. За это время его команда проделала путь в 3307 миль. 3 февраля 1940 года указом Президиума Верховного Совета СССР все члены экипажа «Георгия Седова» были удостоены звания Героев Советского Союза.