Белый медведь - друг бурого медведя: На что рассчитывать Штатам в Арктике?
В недалеком будущем в Арктике могут появиться дополнительные транспортные маршруты в связи с глобальным потеплением, но климатические изменения могут превратить регион в зону конфликта, заявил в интервью телекомпании CNN американский сенатор Ангус Кинг.
Политик также заявил, что Москва может использовать грядущие изменения для приближения к американским границам, при том, что сами США к такому развитию событий не готовы. Он считает, что необходимая подготовка со стороны Вашингтона должна носить не конфликтный, а оборонительный характер. Кинг взял в качестве примера Средиземное море, где, по его словам, «более тысячелетия шли войны, в которых выяснялись отношения между расположенным вокруг него странами, вопрос состоит в том, сможем ли мы открыть Арктику и не допустить конфликта», приводит высказывание РБК.
Политик подчеркнул, что сдвиги в мировом климате вызывают ажиотаж вокруг Арктики по причине большого интереса к неразведанным запасам энергоносителей и минералов, залегающим на ее территории, и транспортным морским маршрутам. По словам сенатора, арктический регион имеет критическую важность для внешней политики Соединенных Штатов и ее национальной безопасности.
Еще в конце августа генеральный секретарь НАТО Столтенберг заявлял, что западный военный альянс должен усилить свое присутствие в арктическом регионе в условиях растущей активности в нем со стороны России и Китая. В интервью изданию Welt am Sonntag он сообщил, что организация уже инвестирует в морские разведывательные самолеты, «чтобы получить четкое представление о том, что происходит на Крайнем Севере». Он заметил, что российская сторона активизировала свою деятельность в Арктике, «вновь открыв базы советской эпохи», а также «разместив и испытав там новое современное оружие, такое как гиперзвуковые ракеты».
В сентябре заместитель помощника американского госсекретаря по делам Европы и Евразии Даг Джонс заявил, что Вашингтон со своими союзниками по НАТО будет наращивать присутствие в Арктике. Он назвал такое присутствие особенно актуальным в условиях предстоящего вступления в блок Финляндии и Швеции.
Директор Института региональных проблем Дмитрий Журавлев напоминает, что Соединенные Штаты серьезно обеспокоились противостоянием вокруг Арктики еще в бытность президентства Барака Обамы.
– Тогда случился большой скандал, когда сенаторы-республиканцы на заседании сенатского комитета открытым текстом обвиняли Обаму в том, что он упустил Арктику. Они заявляли, что арктический регион – столь же важное поле для борьбы с Россией, как и космос. Причем звучали тогда довольно жесткие заявления. Так что, важность арктического вопроса они поняли давно. Но, к счастью для нас, это понимание их пока не завело далеко на практике.
– «СП»: – Что препятствует реализации их планов?
– У них пока всего два ледокола. У нас – около 50. Китай тоже строит свои ледоколы, поскольку тоже очень хочет в Арктику.
– «СП»: – Американцы принимали какие-то программы для исправления ситуации?
– Разумеется. У них была принята большая арктическая программа. Но сказать о том, как она воплощается, пока трудно – во всяком случае, в области ледоколостроения у них до сих пор полный провал. К тому же в 2020 году один ледокол у них сгорел, точнее – вышел из строя в результате пожара. Но всю значимость региона они понимают, готовы усиливать военную группировку на Аляске. Помимо этого в Арктическом совете они ставят вопрос о переделе арктических зон – сейчас они делятся по широтам. И предлагают протолкнуть идею передела.
– СП»: – Насколько успешны их усилия?
– Пока Данию, Канаду, Норвегию деление по широтам вполне устраивает. Возможно, в дальнейшем они, исходя из трансатлантической солидарности, объединятся против нас. Но да начала СВО идея передела не находила понимания у стран-членов Арктического совета. К тому же нового внятного варианта распределения территории американцы пока не предложили.
– «СП»: – Насколько активно мы отстаиваем свои позиции?
– Прежде всего, мы занимаемся экономическим освоением Арктики. Мы занимаемся там добычей полезных ископаемых – не всех возможных, конечно, но ведем там хозяйственную деятельность. Американцы же пока до Северного полюса могут дойти, примерно как мы в 1950-е годы – на подводной лодке и нигде особенно не всплывая. В свое время у них вершиной флота стали авианосцы, у нас – атомные ледоколы. Не хочу сказать, что их путь был ошибочным, но в Арктике от их авианосцев большой пользы нету.
Генеральный директор агентства Infranews Алексей Безбородов уверен, что, несмотря на громкие заявления заокеанских политиков, мы с американцами не встретимся в Арктике еще долго:
– Вообще, это тот реальный случай, когда можно с уверенностью и без всякой пропаганды сказать – фиг им, мягко говоря, а не Арктика. Из всех союзников помочь Штатам строить ледоколы сможет только Финляндия. Но пока они соберутся, примут все решения, тамошние заводы без российских заказов просто встанут. Я уже не говорю о ярких впечатлениях финских капиталистов от американских олигархов и от развала великой компании Nokia не менее великим Microsoft. А стратегии они могут принимать какие угодно, потому без ледоколов это не стратегии, а пустое место.