Войти в почту

Беглов назначил членом Совета по культуре сбежавшего из России сотрудника Эрмитажа

<p>... Озерков действительно долгое время работал в структурах Эрмитажа, но якобы не занимал каких-либо значимых должностей.</p><p>На деле же выяснилось, что сбежавший мужчина пользовался особой благосклонностью директора музея Михаила Пиотровского и они совместно сотрудничали с нежелательным в России британским фондом.</p><p>В понедельник, 3 октября, Дмитрий Озерков на своей странице в Instagram (сеть запрещена в России как часть экстремистской организации Meta) опубликовал объемный пост о том, как он на протяжении 22 лет работал в Эрмитаже, в том числе главой отдела современного искусства, но после начала СВО уволился и уехал из страны. </p><p>Инцидент стал серьезным ударом по репутации Эрмитажа в целом и его руководителя Михаила Пиотровского в частности. Однако никаких официальных заявлений от руководства музея не поступало. В то же время в ряде Telegram-каналов были опубликованы слова источника из Эрмитажа о ничтожной роли Озеркова в жизни музея. </p><p><i>«Мальчик рос, учился растравлять экспонаты которые привозили в музей, исправно учил языки. Собственно и все. Лет через десять он, опьянений славой выставок к которым не имел особого отношения, решил что он крупный куратор и ему необходима международная карьера. О планах этих знала все культурное сообщество, относились с юмором, так как парень явно не соответствовал никаким международным критериям», - <a href="https://t.me/ASGasparyan/28954" rel="nofollow">приводит</a> слова источника известный публицист Армен Гаспарян.</i> </p><p>Моментально эта информация разошлась в сети Telegram-каналов, <a href="https://saint-petersburg.ru/m/politics/redaktor/378301/" rel="nofollow">связываемых</a> с Центром управления регионом Санкт-Петербурга. Соответствующие сообщения о ничтожной роли Озеркова в Эрмитаже опубликовали <a href="https://t.me/spbgovno/5378" rel="nofollow">Spb.gon.no</a>, <a href="https://t.me/nkamnev/14049" rel="nofollow">«Камнев пишет»</a> и другие. Вмешательство подконтрольных Смольному ресурсов в защиту репутации Эрмитажа выглядит странно, но лишь по той причине, что в их материалах был проигнорирован тот факт, что Дмитрий Озерков был не только ничего не значащим сотрудником музея, но и членом Городского совета по культуре при губернаторе Санкт-Петербурга, председателем которого является лично Александр Беглов.</p><p>В августе 2021 года распоряжением губернатора Беглова Дмитрий Озерков был включен в состав совета как «исполнительный директор частного учреждения культуры «Этерна». А 11 марта 2022 года глава Петербурга подписал <a href="https://www.assembly.spb.ru/ndoc/doc/0/891845915?print=0" rel="nofollow">постановление</a> об изменении состава совета. Помимо прочего была изменена должность Дмитрия Озеркова, его стали указывать уже как заведующего отделом современного искусства Эрмитажа.</p><p>Дата утверждения постановления весьма показательна – более чем через две недели после начала СВО. Таким образом, либо слова Озеркова о том, что он решил уйти со всех постов и покинуть Россию сразу после 24 февраля недостоверны, либо в Смольном прекрасно знали о его взглядах. </p><p>Как бы то ни было, нахождение Озеркова в составе совета среди именитых деятелей культуры мирового уровня, говорит о том, что он не являлся в Эрмитаже человеком случайным. Более того. Он оказался в составе совета сразу после включения в него директора Эрмитажа Михаила Пиотровского и его сына Бориса Пиотровского, вице-губернатора Петербурга при Беглове. </p><p>Об особом отношении Пиотровского-старшего к Озеркову говорит тот факт, что именно его директор Эрмитажа назначил в 2007 году главой только что созданного отдела современного искусства. Не исключено, что отдел создавался непосредственно под Озеркова. Тем более, что именно этой структуре отдали ключевой репутационный проект музея «Эрмитаж20/21», разработанный лично Пиотровским. Под выставки проекта отделу современного искусства отвели часть здания Главного штаба. Первой выставкой Озеркова стала «Америка сегодня», вызвавшая крайне неоднозначную реакцию у петербуржцев – в здании Главного штаба за государственный счет <a href="https://www.kommersant.ru/doc/818489" rel="nofollow">выставили</a> произведения из крови, экскрементов, спермы и человеческих волос в виде произведений, изображающих болезни половых органов.</p><p>Также Озерков тесно сотрудничал с британскими некоммерческими организациями. В частности, он являлся одним из попечителей Calvert 22 Foundation, лондонского фонда, учившего российских студентов «правильно» рассказывать о российском искусстве. В августе 2022 году фонд был признан нежелательным в России.</p><p>Покровитель и непосредственный руководитель Озеркова Михаил Пиотровский наверняка знал о его взглядах. Тем более, что и сам директор Эрмитажа <a href="https://bloknot.ru/obshhestvo/piotrovskij-i-metsenaty-glava-e-rmitazha-by-l-kollegoj-rotshil-da-i-kissindzhera-v-fonde-hodorkovskogo-974441.html" rel="nofollow">являлся</a> попечителем другой антироссийской организации - Open Russia foundation (признана нежелательной в России) беглого олигарха Михаила Ходорковского (признан иноагентом).</p><p>СМИ неоднократно отмечали, что тесные отношения Пиотровского с отдельными подчиненными чаще всего оказываются связаны с выводом денег из государственного музея. Например, как <a href="https://www.pravda.ru/culture/1735168-mikhail_piotrovskii/" rel="nofollow">сообщала</a> Pravda.ru, бывшие сотрудники Эрмитажа, их родственники, а также друзья Пиотровского организовывали фирмы различной направленности, которые затем без какой либо конкуренции массово получали госконтракты от музея. </p><p>Дмитрий Озерков исключением <a href="https://octagon.media/istorii/doch_kudrina_poluchaet_procent_s_cifrovyx_prodazh_kartin_ermitazha.html" rel="nofollow">не стал</a>. В августе 2021 года он возглавил проект по продаже цифровых прав на картины Эрмитажа (NFT-токены). Для оцифровки картин был заключен госконтракт с некоей анонимной компанией. Однако криптовалютная биржа Binance, через которую проходил аукцион, выдала таинственного посредника – ей оказалась структура петербургской школы Masters, организующая курсы и лекции по современному искусству. Самое интересное, что одним из попечителей школы является Дмитрий Озерков. По оценке экспертов, за свои услуги Masters могла взять до 80% от итоговой цены продажи токенов с аукциона, которая составила почти полмиллиона долларов. </p><p>Крайне маловероятно, что такие процессы могли проходить без ведома директора Эрмитажа Михаила Пиотровского, а значит заявления сетки Telegram-каналов ЦУР Петербурга о ничтожной роли Озеркова в деятельности музея значительно преувеличены. Сбежавший из страны мужчина долгое время пользовался благосклонностью своего руководителя и получал от него ключевые и дорогостоящие проекты Эрмитажа. Губернатор Александр Беглов даже пригласил его в Совет по культуре. </p>