1160 лет назад в Новгород пришёл Рюрик и возникла единая Русь
Считается, что Россия существует уже более 1000 лет. В реальности, наверняка гораздо больше, но как единое государство письменные источники обозначают это время. А началось всё с призвания новгородцами на княжение варяжских вождей Рюрика, Синеуса и Трувора. Произошло это 1160 лет назад – 21 сентября 862 года.
Именно эта дата высечена на памятнике «Тысячелетие Руси» скульптора М. Микешина, который был установлен в Новгороде Великом в 1862 году. Правда, там стоит дата по старому стилю – 8 сентября, что соответствует 21 числу по Григорианскому календарю. И установлен он в этом городе совершенно не случайно – именно Новгородом княжил Рюрик, ставший затем родоначальником династии правившей Русью и Россией на протяжении более 700 лет, последним царем из его рода был Василий Шуйский.
Об этом событии мы знаем из «Повести временных лет», составленной Нестором – это самая древняя летопись из дошедших до нас. Есть и другие, например «Новгородская первая летопись» младшего извода, «Софийская» и некоторые другие. Но известный филолог-источниковед, исследователь летописей Алексей Шахматов полагает, что и они использовали более древнее писание, которое называют «Начальной летописью».
В пользу этой версии говорит и тот факт, что все летописи рассказывая в целом одинаковую версию добавляют некоторые штрихи, которых нет в других. Как отмечает великий наш историк Василий Ключевский, разные редакции с использованием Начальной летописи позволяют составить относительно ясную картину произошедшего. По его словам, «если снять идиллический покров», то открывается вполне естественная и ясная картина произошедшего.
Варяги, как называли славяне и византийцы северные германские племена, а проще говоря скандинавов или норманов, были известны в этих землях давно. Исконное население издревле занималось земледелием, в городах сосредотачивались властители, их дружины, ремесленники. А также и торговые люди, купцы. Вот варяги как раз занимались торговлей. Отмечается, что если какому-то военному скандинаву нужно было проехать по землям скрытно, то он выдавал себя за купца и никаких подозрений не возникало.
Но варяги нам сейчас также известны как смелые, профессиональные воины – достаточно вспомнить какого шороха они навели на берегах Западной Европы с конца правления Карла Великого. Поэтому варягов часто приглашали в качестве правителей и для охраны рубежей – ведь, как уже отметили, славяне и финны были больше мирными земледельцами. Храбрыми воинами-ополченцами, но далекими от военного искусства.
Так случилось и с северо-западными землями. По летописям можно предположить, что в Новгороде и раньше правили варяжские дружинники. Но в какой-то момент, то ли они переборщили с данью, то ли еще по какой причине, но местное население их выгнало – землепашцы, конечно, но в гневе были страшными.
Однако после этого, а также смерти новгородского князя Гостомысла, все между собой рассорились, «один род восстал на другой, пошли усобицы». В какой-то момент от них все утомились и тогда было принято решение: «Поищем себе князя, который владел бы нами и судил по праву». Князь у древних славян – именно военный предводитель. Судебная функция князя была важнейшей и в те века рассматривалась именно как обязанность, а не привилегия князя.
Были отправлены послы «за море». Но не абы к кому, а именно к знакомым варягам. Приглашение были сделаны многим, но откликнулись три родных брата – Рюрик, Синеус и Трувор. Синеус стал княжить в Белоозере, Трувор в Изборске. А вот Рюрик в Новгороде.
Но поселился Рюрик вначале в Старой Ладоге, поскольку опасался крутого и переменчивого нрава местного населения – отсюда все же удирать было проще. Археологи отмечают «всплеск» находок, которые относятся именно к 860 годам. Однако через некоторое время он уже переселяется в сам город, там до сих пор есть место, которое известно как «Рюриково городище».
Братья приступают к активной деятельности – они по всей подчиненной земле начинают возводить пограничные укрепления, как сказано в летописи «города рубить и воевать всюду». В том числе отражая атаки и набеги земляков-пиратов. То есть приступили к той деятельности, ради которой их позвали.
Однако довольно быстро русичи снова стали недовольны правлением варягов, которых рассматривали лишь как наемную дружину-охрану, а не властителей. Была попытка изгнать их вновь, но Рюрик, в отличие от предшественников и, возможно, учтя их опыт, успел укрепиться. Он разбил зачинщика крамолы Вадима, перебил и много новгородцев. Те из восставших, что уцелели бежали в Киев к Аскольду.
Но этот же факт указывает на то, что варяги были призваны не властвовать, а именно как наемная дружина для защиты. И между населением и Рюриком существовал некий договор, по которому он, его братья и дружина получали кормление. Но со временем они просто захватили власть, а наемное жалованье превратили в дань, которую постоянно увеличивали.
И тем не менее именно приход Рюрика на Русь сыграл ключевую роль в ее истории. Похоже, впоследствии, был найден некий общий язык с местным населением и уже его родственник Олег Вещий, будучи регентом при малолетнем Игоре Рюриковиче, вместе с новгородцами сумеет захватить Киев и начнет княжить там. Так возникнет русская правящая династия.
В русской истории до сих пор идут ожесточенные споры кем на самом деле был Рюрик и его братья, написаны тома изысканий, даже простое перечисление версий в рамках одной статьи не представляется возможным. Но все их можно разделить на две части — с конца XVIII века идет борьба между нормандской и антинормандской версиями происхождения Руси. Есть даже такая, кстати, выдвинутая жившим в Москве немцем Сигизмундом Герберштейном еще в XVI веке, что они были полабскими славянами, из тех, что в свое время основали и Берлин (бер – на старославянском означает «медведь»). Но эту версию всерьез никто не рассматривает. Есть и другие, вплоть до того, что никакого Рюрика не существовало.
Но историки уверены, что он был – слишком надежные свидетельства, а письменные источники косвенно подтверждаются археологическими находками. Но какого бы происхождения ни были Рюрик и его братья, их приход на Русь 21 сентября 862 года коренным образом сказался на всей ее истории, что и зафиксировано на памятнике «Тысячелетие России», установленном в Новгороде Великом.