Колчак: в поисках неведомой земли
Лейтенант А. В. Колчак (3-й слева) со спутниками отправляется на о-в Бельковский во время 2-й зимовки «Зари». wikipedia.org
На его счету две полярные и одна спасательная экспедиции на Крайнем Севере. Колчак замерзал во льдах, искал таинственную Землю Санникова, прокладывал Северный морской путь. В общей сложности отрезанным от людей и цивилизации Колчак провел около трех лет. Из его научного трактата «Льды Карского и Сибирского морей», как из военно-морской шинели, выросла вся современная гидрология русской Арктики.
В поисках приключений
Будущий покоритель Арктики родился 4 ноября 1874 года в семье участника Крымской войны, генерала Василия Ивановича Колчака. Будущий командующий Черноморским флотом России поступил не в Морское училище, а в Шестую классическую петербургскую гимназию, откуда чаще всего шли в чиновники. «Поведение» – единственная «пятерка» в его табели успеваемости. Математика – тройка, география – тройка, латынь – тройка с минусом, русский язык – двойка. Отмучившись два года, Колчак в 1888 году все же перевелся в Морское училище.
На британской карте мира 1922 г. обозначена Земля Санникова aif.ru
Началась его карьера морского офицера. Через шесть лет он был выпущен из кадетского корпуса в звании мичмана и направлен для занятий штурманским делом в Кронштадтскую морскую обсерваторию. В 1895 году Колчак определен вахтенным офицером на новенький крейсер «Рюрик». Вскоре «Рюрик» отправляется в «полукругосветное путешествие» из Кронштадта во Владивосток. Путь занял полгода. Проплывая по Японскому и Желтому морям, Колчак заинтересовался течениями этих морей, гидрологией, природой образования тайфунов, стал делать первые замеры глубины и брать пробы воды.
В нем просыпается интерес ученого. Колчак пишет: «Я убедился, что сведения о природе этих морей крайне недостаточны даже для целей навигации, не говоря уже про массу возникающих вопросов более теоретического характера».
А. В. Колчак. paris1814.com
В 1898 году на воду был спущен первый в мире арктический ледокол «Ермак», планировался марш-бросок в глубины Арктики. Колчак встретился с Макаровым и подал прошение о зачислении на ледокол. Однако мечтам молодого офицера не суждено было сбыться. Вместо «Ермака» он был зачислен на «Князя Пожарского» – старое обветшалое учебное судно, не имевшее даже электрического питания.
И Колчак решает бросить все и уехать воевать против англичан на только что начавшуюся в Южной Африке Англо-бурскую войну. Обдумывая маршруты бегства в Южную Африку, он переводится на броненосец «Петропавловск», отплывающий на Дальний Восток. В греческом порту Пирей его нагнала телеграмма, приглашающая 25-летнего лейтенанта Колчака на должность вахтенного офицера и гидролога на шхуну «Заря», отправляющуюся в Русскую полярную экспедицию под руководством знаменитого арктического исследователя барона Эдуарда Толля (1858–1902). Это была уже третья полярная экспедиция Толля. На этот раз барон искал призрачную Землю Санникова, которую, как ему тогда казалось, видел сам во время своей первой экспедиции к Новосибирским островам.
Колчак бросил все и поспешил в Петербург. Шхуна экспедиции Толля «Заря» в Норвегии, 1899 г. wikipedia.org
Неведомая земля
В 1811 году сибирский купец Яков Санников в поисках пушного зверя добрался до самого-самого севера континента. С острова Котельный (из группы Новосибирских островов) в ясную погоду он разглядел вдалеке контуры неизвестной земли, расстояние до которой, по его расчетам, было около 45 верст. Однако Великая Сибирская полынья помешала Санникову добраться до земли, получившей впоследствии его имя. Она же помешала внести ясность в данный вопрос и русскому адмиралу Петру Федоровичу Анжу, который пытался прорваться к «неизведанной земле» в 1822 году.
В следующий раз Землю Санникова наблюдал уже сам Толль в 1886 году. Он ясно видел обрывистый берег и столообразные горы неизвестной земли, расстояние до которой он определил в сто верст. Сопровождавшие Толля проводники-эвены сказали ему, что видели таинственную землю неоднократно. После сообщения Толля Земля Санникова стала обозначаться на картах пунктирной линией как потенциально существующая. Доказательства ее существования были лишь косвенные: ряд наблюдений да миграция птиц с севера, которые, предположительно, устраивали гнездовья на еще не открытом острове. Нога человека же на Землю Санникова не ступала. Это и было целью новой экспедиции барона Толля.
Под несчастливой звездой
Для плавания во льдах Северного Ледовитого океана в Норвегии по совету Нансена было куплено судно «Харальд Прекрасноволосый» – парусное, с паровым двигателем, до этого охотившееся на тюленей у Гренландии. Как станет ясно ниже, такой выбор был… небезупречным.
Шхуну переименовали в «Зарю». После завершения работ и укомплектования коллектива (7 членов экспедиции и 13 команды) она отправилась в Петербург.
Участники экспедиции Толля на борту шхуны «Заря». В верхнем ряду: третий слева над Толлем — Колчак. Второй ряд: Н. Н. Коломейцев, Ф. А. Матисен, Э. В. Толль, Г. Э. Вальтер, Ф. Г. Зееберг, А. А. Бялыницкий-Бируля Фото: polarpost.ru
8 июня 1900 года «Заря» покинула Петербург и взяла курс на запад.
Почти сразу после выхода из Невы начались неприятности. В обшивке судна появилась течь, помпа же, призванная откачивать воду, часто ломалась. Слабая и ненадежная «машина» судна дала сбой уже в Финском заливе, и поэтому в Ревеле пришлось встать на срочный ремонт.
Только 10 июля 1900 года «Заря» миновала мыс Нордкап, вошла в арктические воды и встала на рейде Александровска-на-Мурмане (ныне Полярный). Взяли на борт 60 ездовых собак. «Грязь, вонь и шум первые дни на палубе были невообразимые. Но ко всему можно привыкнуть, и через несколько дней мы уже не обращали на это особенного внимания», – фиксировал Колчак. После оставления Александровска судно двинулось дальше на восток.
25 июля у острова Вайгач должна была состояться встреча с угольной шхуной. Шхуна не пришла. Экспедиция застопорилась. Толль же в это время загорелся идеей побыстрее обогнуть мыс Челюскин (самую северную точку Евразии) и перезимовать на территории малоизученного Восточного Таймыра. Карское море было свободно ото льда, и Толль принял решение мчаться вперед на всех парах, пусть даже с малыми запасами угля, но уже на следующий день судно сковал многолетний лед и принудил дрейфовать.
После Диксона «Заря» продолжила движение на северо-восток. Но льды Карского моря теснили судно обратно. В борьбе со льдом сжигалось огромное количество бесценного угля. «Заря» постоянно попадала в ледяные ловушки, в которых приходилось стоять по многу дней.
Первая зимовка
22 сентября 1900 года «Заря» встала на свою первую зимовку в бухте Колина Арчера (Таймыр), в ней она простояла почти год, все это время экспедиция была полностью оторвана от внешнего мира. Здесь не кочевали даже ненцы, боявшиеся белых медведей.
Начало зимовки отметили большой «пирушкой» с шампанским, коньяком и пивом. А на следующее утро Толль объявил «полусухой закон»: алкоголь только по большим праздникам.
Началось благоустройство прилегающих территорий. Команда отдавала себе отчет в том, что в «ледяном плену» она надолго. Из снега и парусины была построена метеорологическая станция, на нее с корабля был протянут телефонный кабель. На станции было установлено круглосуточное дежурство. Все данные по изменению погоды записывались.
Мыс Челюскин экспедиция перевалить не успела, хотя Толль не оставлял идеи побывать на Восточном Таймыре пусть и на собачьих упряжках. Выезд был назначен на весну следующего года. Для того чтобы добраться до точки назначения и вернуться живыми, необходимо было заложить по пути следования несколько продуктовых складов. И сделать это до наступления полярной ночи.
10 октября 1900 года Толль и Колчак в сопровождении еще двух человек отправились на собаках в «блицкриг». Морозы доходили до минус 30, в палатке было минус 20. Одежда сырела и превращалась в ледяной панцирь, но первый продовольственный склад все же удалось заложить. На следующий день после возвращения наступила полярная ночь.
На метеорологической станции было минус два, в каютах – плюс 8 градусов. У троих матросов обнаружились признаки цинги. Для борьбы с болезнью обитатели кубрика стали воровать спирт (который, честно сказать, от цинги не помогает).
В середине ноября Толль задумался над решением «угольного вопроса» и отправил командира корабля Коломейцева за углем в порт Диксон.
Мини-экспедиция Коломейцева за углем не заладилась сразу. Только с третьей попытки Коломейцев со спутниками добрались до Дудинки. В первый раз пришлось вернуться из-за засорившегося примуса, без которого невозможно ни вскипятить чай, ни приготовить пищу; во второй раз они попросту заблудились, так как реки Таймыр не оказалось на том месте, где она была нанесена на карту. И только 5 апреля они были на месте.
На следующий день - 6 апреля 1901 года – Толль и Колчак отправились на санях на полуостров Челюскин. После полугода зимовки начала сказываться нехватка ездовых собак: 22 пали за зиму, 8 ушли с Коломейцевым. В наличии осталось всего 12 здоровых собак. Такое количество собак могло хорошо тянуть только одну нагруженную нарту. Но Толль загрузил две нарты по 300 килограммов груза в каждой. Поэтому экспедиция продвигалась крайне медленно. У Толля начала развиваться «снежная слепота», поэтому спали днем, а двигались по ночам. Заложенный по пути продовольственный склад не смогли откопать. Мерзлая земля «схватилась».
После недели работы лопатой (а нужна была кирка) было решено бросить это дело и двигаться дальше. На протяжении всего пути Колчак производит съемку побережья. Собаки стали выбиваться из сил и на спусках «сваливаться клубком» и падать вниз всей стаей. Толлю и Колчаку приходилось распутывать их и уже самим впрягаться в лямки. Поскольку продовольственный склад был пропущен, на обратном пути пришлось сократить рацион питания сначала наполовину, а потом и на три четверти. Колчак крайне ослаб. Начались головные боли, вялость, апатия. Толлю по ночам снился Дерпт и сытные обеды в студенческой столовой. Последние 25 километров были пройдены за один переход, на чистом энтузиазме. 18 мая 1901 года Толль и Колчак вернулись на судно. 41 день экспедиции был позади. В ходе нее один из найденных в Таймырском заливе островов был назван островом Колчака.
12 августа 1901 года «Заря» освободилась из ледяного плена, и корабль двинулся к мысу Челюскин. Первая зимовка экспедиции Толля закончилась. 19 августа долгота мыса Челюскин была преодолена. «Заря» стала четвертым судном в истории мореплавания, кому это удалось. До этого здесь побывали шведский мореплаватель Нильс Норденшельд да сам Фритьоф Нансен.
Попав в море Лаптевых (которое тогда, в 1901 году, Колчак поименовал Сибирским морем), «Заря» оказалась в неизвестных и неизученных водах. До Толля здесь не было еще никого, ведь маршруты Норденшельда и Нансена пролегали намного южнее. Каждое столкновение со льдом могло быть фатальным. Толль распорядился взять курс прямо на Землю Санникова, то есть на север.
Однако «неизведанная земля», которая, судя по картам и ощущениям Толля, «находилась уже где-то рядом», не спешила показываться. Уже 30 августа «Заря» подошла к полю сплошного льда. Впереди был остров Беннета – самая северная из открытых на тот момент земель.
До острова Беннета от «Зари» было примерно 26 километров. Но ледяные поля и тяжелые густые туманы не позволили преодолеть этот путь. Именно туманы Толль винил в том, что Земля Санникова так и не показалась экспедиции. «Можно было 10 раз пройти мимо Земли Санникова и не заметить ее», – писал он. Ледовый фронт теснил «Зарю» к югу, поэтому пришлось отойти к острову Котельный. 10 сентября подул северо-восточный ветер, резко похолодало, «схватился лед». Короткая месячная навигация закончилась, и «Заря» встала на свою вторую зимовку.
Гидрограф А. В. Колчак берет пробу воды на гидрохимический анализ батометром Тимченко. 1901 г. wikipedia.org
Вторая зимовка
Во время второй зимовки экипаж «Зари» обустроился как нельзя лучше. Рядом с кораблем даже вырос маленький «хуторок». Река Лена выносила на берег острова множество плавника (плавающей древесины), из которого были построены домик для магнитных исследований, метеорологическая станция и баня, где вместо шаек были консервные банки. Любимым развлечением матросов стало выбегать голыми из бани и бухаться в снег. Предавался сим развлечениям и Колчак, за что один раз поплатился воспалением надкостницы и чуть не умер от высокой температуры. Это был первый случай заболевания ученого за все время экспедиции. И это был тревожный знак: истощение организма давало о себе знать. Толль с каждым днем впадал в депрессивное состояние. «Необнаружение» Земли Санникова, а значит, провал основной цели экспедиции ставили под вопрос его компетентность как руководителя научной миссии. А значит, что в ходе путешествия были достигнуты ничтожно малые цели.
Хотя на самом деле это было не так – ведь ни Норденшельд, ни Нансен не вели в ходе своих исследований систематических промеров глубин и фотосъемки окружающей местности. Единственный выход Толль видел в заброске группы на соседний остров Беннета, откуда можно было увидеть загадочную землю снова. Толль намеревался уйти на остров с частью команды корабля, чтобы после окончания зимовки быть подобранным «Зарей». Команда одобрила этот план.
Приняли решение с наступлением навигации возвращаться через устье реки Лены, где команду должен был подобрать одноименный пароход. Толль воспринял данное известие как катастрофу и еще активнее засобирался на зимовку на остров Беннета. На «Заре» оставался запас в 70 тонн угля. Из них 15 тонн были выделены в «резерв», которого как раз хватило бы на то, чтобы забрать группу Толля с Беннета и вернуться назад к устью Лены.
23 мая 1902 года Толль и его спутники на трех нартах покинули корабль. С собой они имели запас продовольствия на два месяца. Больше их никто не видел…
В поисках Толля
Короткое расстояние до острова Беннета группа Толля преодолевала два месяца. За это время почти кончилась еда. В это время 1 июля при помощи направленных взрывов «Заря» освободилась из ледяного плена и отправилась забирать группу Толля. Несколько раз экспедиция пробовала обойти Котельный остров то с севера, то с юга, но каждый раз нарывалась на крепкий лед. В борьбе со льдом была израсходована большая часть угля. Ни разу «Заря» не смогла подойти к Беннету ближе, чем на 168 километров.
Когда запасы угля подошли к критической отметке в 15 тонн, капитан Матисен и Колчак приняли решение возвращаться. Рисковать «третьей зимовкой» в открытом море, не имея достаточного запаса топлива и продовольствия, не стали.
25 августа 1902 года «Заря» смогла пробиться в Тикси, а 30 августа за экипажем пришел пароход «Лена», который доставил их в Якутск. В Петербург Колчак вернулся в начале декабря 1902 года.
Исчезновение Толля взволновало общественность. Зашла речь о спасательной экспедиции, и 9 февраля 1903 года Колчак выехал в Сибирь. 8 марта он добрался до Якутска. Здесь было закуплено большое количество оленины и новая партия ездовых собак, которых Колчак принялся откармливать – ему нужны были сильные и выносливые собаки. Очень скоро он добрался до Тикси, где нашел фактически брошенную «Зарю». И 5 мая 1903 года начался поход на Новосибирские острова, две нарты с вещами тянули 26 собак, еще 30 собак тащили сдвоенные сани с вельботом.
Обследовав несколько островов, Колчак нигде не нашел следов пребывания группы Толля. На острове Новая Сибирь была найдена записка Толля еще от 11 июля 1902 года, в коей сообщалось, что группа продолжает продвижение на остров Беннета. В итоге на острове Беннета, на южной его оконечности (на мысе Эммы) была обнаружена еще одна записка Толля – план острова и координаты его стоянки.
Последняя стоянка Толля была найдена на противоположном северном конце острова, месте, откуда должна была бы «просматриваться» Земля Санникова. Избушка оказалась полностью занесенной снегом, внутри – никого. В одном из ящиков стола нашли отчет группы Толля о проделанной на острове Беннета работе. Было дано подробное описание острова, его геологического строения, описаны вымытые кости мамонтов. Обитателями острова записали белых медведей, моржей и стадо в 30 северных оленей. Непонятно, почему группа Толля не решилась зимовать на острове и дожидаться спасателей. У них были патроны (найдено 30 штук), место для зимовья, стройматериалы. Видимо, перспектива третьей зимовки подряд стала для Толля столь невыносимой, что он решил самостоятельно пробиваться на юг и повел свою группу на верную гибель.
Колчак и его спасательная экспедиция провели на острове три дня и через сорок дней вернулись обратно.
В итоге в 1906 году Русское географическое общество присудило Колчаку свою высшую награду – Константиновскую медаль – с формулировкой «за географический подвиг». Самого Колчака в газетах стали называть Колчак-Полярный. Позже Колчак не раз говорил, что четыре года, проведенные в полярной экспедиции, были самыми счастливыми годами в его жизни.
Поучаствовав в русско-японской войне, пережив 159 дней блокады Порт-Артура и потеряв из-за цинги часть зубов, Колчак снова задумался о возвращении в Арктику. Приказом морского министра Колчак был прикомандирован к Академии наук для «обработки картографического и гидрографического материала Русской полярной экспедиции». В 1906 году Русское географическое общество издало три подробные карты, подготовленные Колчаком, описывающие западную часть Таймырского полуострова и побережье острова Котельного. В 1909 году вышла в свет его монография «Лед Карского и Сибирского морей», ставшая первым фундаментальным трудом по географии морей, расположенных за мысом Челюскин.
А что же загадочная Земля Санникова?
В том, что никакой Земли Санникова не существует, Колчак убедился еще во время поисков группы Толля. Однако отсутствие за островом Беннета какой бы то ни было суши было доказано только в 30-е годы XX века, когда появилась полярная авиация. Сегодня ученые считают, что Санников и Толль приняли за остров просто-напросто огромный массив многолетнего льда, который в ходе своего дрейфа успел «обрасти» песком, глиной и валунами. На тончайшем грунте могут даже расти лишайники – полностью лишая путешественников возможности понять, что перед ними не настоящий, а ледовый «остров». В качестве доказательства ссылаются на судьбу «острова Васильевского», который был открыт еще Петром Анжу в 1822 году, а спустя сто лет на его месте нашли уже огромную банку глубиной 3 метра. «Остров» растаял.
Легенда о Земле Санникова легла в основу одного из самых популярных в советское время фантастических романов писателя Владимира Обручева. Обручев присутствовал на заседании Академии наук, на котором Колчак отчитывался о спасительной экспедиции 1904–1905 годов. Колчак описан в первых же строчках романа как «морской офицер, совершивший смелое плавание на вельботе через Ледовитый океан». «Мужественное лицо докладчика, обветренное полярными непогодами, оставалось в полутени зеленого абажура лампы, освещавшей рукопись его доклада на кафедре и его флотский мундир с золотыми пуговицами и орденами».
Так же в полутени в советское время оставалось и имя полярного исследователя Колчака. В силу понятных причин Обручев не мог назвать его по имени. Так же по понятным причинам названный бароном Толлем остров Колчака был переименован в честь другого участника экспедиции Толля и оставался островом Расторгуева вплоть до 2005 года, когда ему было возвращено историческое название – остров Колчака.