В мире
Новости Москвы
Политика
Общество
Происшествия
Наука и техника
Шоу-бизнес
Армия
Игры

Страны Средней Азии ищут альтернативу России

20–21 июля в Киргизии проходит саммит среднеазиатских стран. Уже идут утечки документов и заявления политологов о возможном создании по итогам саммита некоего «Центральноазиатского союза» – объединения стран региона. Возможно ли такое объединение в принципе и нет ли в таком случае угрозы интересам России?

Страны Средней Азии ищут альтернативу России
Фото: Деловая газета "Взгляд"Деловая газета "Взгляд"

Видео дня

Первая Консультативная встреча глав государств Центральной Азии состоялась в г. Нур-Султане () еще в 2018 году, через год прошла вторая встреча в , а в 2021 году саммит принимал . Теперь мероприятие проходит в киргизском городе Чолпон-Ата. За день до встречи президентов совещание провели представители внешнеполитических ведомств – главы МИД Казахстана, , Узбекистана и Чрезвычайный и Полномочный посол Туркменистана Шадурды Мередов. Они одобрили повестку предстоящих переговоров и подготовили итоговый проект соглашения.

Ранее МИД Казахстана опубликовал статью о готовящемся соглашении под названием «О подписании Договора между Республикой Казахстан, Кыргызской Республикой, Республикой Таджикистан, Туркменистаном и Республикой Узбекистан о дружбе, добрососедстве и сотрудничестве в целях развития Центральной Азии в XXI веке».

В пояснении говорится, что «в условиях геополитической турбулентности, напряженности на международной арене ... все большее значение для Казахстана обретает углубление взаимодействия с государствами Центральной Азии. В целях развития региональной кооперации предпринимаются меры по выстраиванию доверительных отношений, обеспечению устойчивого развития региона, укреплению в нем стабильности и безопасности, а также продвижению на различных международных площадках вопросов, затрагивающих интересы государств региона».

Упоминается об активизации «взаимовыгодного сотрудничества в военной, торгово-экономической, логистической, культурно-гуманитарной сферах, в области гражданской обороны, энергетики и туризма». «В соответствии с документом стороны подтверждают обязательство воздерживаться от применения силы или угрозы силой, направленной против друг друга, взаимодействуют в целях укрепления мира и безопасности в глобальном и региональном масштабе, координируют свои усилия по противодействию современным вызовам и угрозам», – сказано в пояснении.

Ряд политологов Средней Азии высказывают предположения о том, каким в реальности окажется данный документ. После начала спецоперации на и введения Западом против России масштабных экономических санкций в Средней Азии всерьез обеспокоились, что из-за большой взаимной интеграции и против их стран могут ввести вторичные американские санкции. Недавнее заявление о том, что через территорию Киргизии, Узбекистана, Казахстана и Таджикистана (и, как ни странно – ) санкционные товары могут попасть в Россию и , еще больше усилило эту обеспокоенность.

Ориентированная на международную торговлю и пользование западными товарами элита Средней Азии стала задумываться о способах избежать американских ограничений. На этом фоне саммит глав государств Центральной Азии стал особо интересен. Прозападные активисты, а также армия украинских троллей, которые всегда выступали за альтернативные интеграционные проекты (любые, кроме российских), в социальных сетях стали горячо одобрять идею создания некоего «Союза стран Центральной Азии» (или «Центральноазиатского союза»). По их мнению, это объединение послужит дистанцированию стран региона от .

Некоторые представители экспертного сообщества тоже поддержали инициативу. В частности, казахстанский экономист и общественный деятель Мухтар Тайжан в интервью киргизскому филиалу Радио «Свобода» заявил, что государства в регионе должны развивать не только экономическое, но и военное партнерство.

«Наши народы должны сблизиться, быть едиными, потому что если мы разбежимся, то завтра на наш регион могут повлиять крупные геополитические факторы.

Есть проблемы, о которых мы говорим. Например, между Казахстаном и Кыргызстаном есть вопросы. Случаются столкновения на границе Кыргызстана и Таджикистана. Но самое главное, наш регион должен усиливать деятельность партнерских организаций и взаимно оказывать помощь друг другу...» – считает Тайжан.

Другой эксперт, профессор юриспруденции Шокирджон Хакимов из Таджикистана в интервью газете «Азия Плюс» также поддерживает идею региональной интеграции. По его мнению, объединенная Средняя Азия может противостоять любым внешним силам, а также заставить крупные державы учитывать их интересы. «Мы имеем достаточно примеров, когда некоторые центры сил без обсуждения с нами принимали решение за нас по тем или иным вопросам, ограничивая наш суверенитет», – считает профессор.

Сама идея подобного объединения не новая. Еще в середине 1990-х годов проходили консультации и переговоры на данную тему, и планы у уже бывших президентов (кроме главы Таджикистана все остальные уже поменялись) были аналогичные. Хотели создать водно-энергетический консорциум, структуру по обеспечению безопасности и другие, но все эти интеграционные проекты, планы – они так и остались на бумаге.

«Главная причина провала прошлых попыток интеграции пяти стран Средней Азии состояла в том, что экс-президенты Узбекистана и Казахстаимобаев) не были готовы к компромиссам. Они не желали уступать пальму лидерства в регионе кому-либо другому, а на равных они не хотели сотрудничать», – говорит газете ВЗГЛЯД политологкаков.

По мнению эксперта, сейчас повестка региональной интеграции вновь актуализировалась потому, иёев и Касым-Жомарт Токаев теперь демонстрируют готовность участвовать в региональных внешнеполитических проектах. В большей степени драйвером интеграции выступает и Узбекистан, который с приходом к власти нового президента в 2017 году переформатировал свою внешнеполитическую повестку и стал более открытым.

«Однако те проблемы, которые были в Средней Азии, все еще актуальны. Я имею в виду проблемы между Кыргызстаном и Казахстаном в плане транзита грузов, появилась горячая точка – пограничные военные конфликты между Кыргызстаном и Таджикистаном, которые несколько раз принимали размах полномасштабных боевых действий. И, безусловно, эти факторы пока являются серьезным барьером на пути к созданию единых интеграционных площадок для пяти стран Средней Азии», – полагает Игорь Шестаков.

Тем не менее, по мнению эксперта, есть и реальные предпосылки для создания такого союза. Во время вспышки Covid-19, когда весь мир стал изолирован, страны региона успешно сотрудничали между собой. Товарные потоки шли бесперебойно, не было проблем с поставками первоочередных товаров – медикаментов и продовольствия. Иначе говоря, пандемия вынудила среднеазиатские государства пойти на максимальную интеграцию друг с другом, чтобы надежно осуществлялся транзит жизненно важных грузов.

«Также у стран Средней Азии есть общие проблемы, связанные с распространением религиозного экстремизма и терроризма,

– в санистане религиозные экстремисты сумели захватить власть, что, конечно же, вызвало обеспокоенность у его соседей, вынужденных кооперироваться для борьбы с общим врагом. Еще один фактор, вынуждающий страны региона согласовывать внешнюю политику, – это угроза вторичных американских санкций. Как известно, ни одна из стран Средней Азии не осудила действия России на Украине, все заняли нейтральную позицию.

Эти три новых фактора сближают пять стран региона, поэтому можно ожидать определенных подвижек в этом направлении. Если раньше все ограничивалось двухсторонними отношениями, то теперь можем дорасти до уровня межгосударственных проектов. И я думаю, что здесь Москва и Пекин будут заинтересованы в создании такого союза, чтобы выстраивать с ним взаимовыгодные взаимоотношения, потому чтоно Китай и Россия являются основными торговыми партнерами Средней Азии. Полагаю, что проекты интеграции «Один пояс – один кий союз будут активно взаимодействовать с новым объединением. Если, конечно, он все-таки будет создан», – оговаривается Шестаков.

Больше шансов на прорыв ожидают такие направления, как туризм, транзит и энергетика. В плане туризма давно идут послабления пребывания граждан на территории друг друга, запускаются международные туры. В транзитном направлении давно пытаются запустить строительство железной дороги «Китай – Кыргызстан – Узбекистан». В сфере энергетики региону необходимо резко нарастить электрические генерирующие мощности. Эти и другие проекты давно обсуждаются и могут стать основой для среднеазиатской интеграции.

Эти новые проекты имеют значение и для России, хотя бы потому, что их реализация может вступить в противоречие с ЕАЭС. Однако предыдущие попытки продвижения подобных инициатив закончились провалом.

«Интеграция без некоего стержня в виде внешнего актора априори в Центральной Азии невозможна. Естественно, что подобные попытки натолкнутся и на уже утвердившегося конкурента в виде ЕАЭС, альтернативы которому в регионе просто нет», – говорит газете ВЗГЛЯДсандр Князев.

По мнению эксперта, эти встречи проводятся уже в четвертый раз и «пока они наполнены исключительно символическим содержанием, отсутствуют какие-либо прецеденты их практической эффективности». В новой геополитической ситуации руководители стран региона могли бы, конечно, выработать общую тактику поведения. Но это маловероятно – страны региона слишком разные, и эта их разность вряд ли позволит создать хоть какую-то форму кооперации, тем более столь глубокую.