«Принцип Кольцова»: Главархив - о великом русском биологе

Биолог, член-корреспондент Императорской академии наук в Санкт-Петербурге, заслуженный деятель науки РСФСР, его основными направлениями научной работы были сравнительная анатомия позвоночных, экспериментальная цитология, физико-химическая биология и генетика. Автор классических работ по физико-химическим процессам в клетке и основоположник экспериментальной биологии в России и СССР создал школу в области цитологии и генетики. В день рождения выдающегося биолога и генетика Главархив делится интересными материалами из его личного фонда. 

«Принцип Кольцова»: Главархив - о великом русском биологе
© Главное архивное управление города Москвы

В Архивном фонде Москвы хранятся отдельные документы об обучении и преподавательской деятельности в Императорском Московском университете, а также о работе в Городском Народном университете имени А.Л. Шанявского и 1-м Московском государственном университете известного русского и советского биолога Николая Кольцова. 

Николай Кольцов родился 15 (3 по старому стилю) июля 1872 года в Москве в семье Сергиево-Посадского купца Константина Степановича и Варвары Ивановны Кольцовых. В 1890 году он окончил с золотой медалью 6-ю московскую мужскую гимназию и поступил на естественное отделение физико-математического факультета Императорского Московского университета, где значительно преуспел в обучении и в мае 1894 года был «удостоен диплома первой степени, со всеми правами и преимуществами», как указано в документе, хранящемся в Главархиве. 

В 1894 году Кольцов принял участие в работе IX съезда русских естествоиспытателей и врачей, где выступил с докладом Значение хрящевых центров при развитии таза позвоночных , а затем выполнил фундаментальное исследование «Пояс задних конечностей и задние конечности позвоночных», за которое ему была присуждена золотая медаль. По окончании университета Кольцов был командирован на два года за границу, где работал в лабораториях Германии и на морских биостанциях Италии. Собранный материал послужил основой для магистерской диссертации, которую Кольцов защитил в 1901 году.

В фонде Московского университета, представленном Главархивом, хранится комплекс документов об учебной и преподавательской деятельности Н.К. Кольцова: прошение об оставлении его для дальнейшего обучения по кафедре сравнительной анатомии, сочинение для допуска к испытанию дополнительного предмета – зоологии на естественном отделении физико-математического отделения, прошение о допущении к испытанию на степень магистра сравнительной анатомии и зоологии, формулярный список о службе приват-доцента Императорского Московского университета магистра зоологии. 

С 1908 года Николай Кольцов уже является профессором Городского Народного университета имени А.Л. Шанявского. В Главархиве Москвы хранятся такие документы как: «Протокол заседания группы преподавателей естественных наук университета А.Л. Шанявского от 28 февраля 1916 г. о рассмотрении проекта инструкции комиссии Академического совета», в котором принимал участие Николай Константинович; расписание лекций академического отделения на 1916/17 учебный год по естественно-исторической группе. 

 

После революции 1917 года Николай Кольцов возвращается к преподаванию в Московском университете и одновременно является директором Института экспериментальной биологии АН СССР. До 1918 года выдающийся биолог преподавал на Высших женских курсах. Ныне это Московский Педагогический Государственный Университет, и музей заведения хранит память о лекциях Николая Кольцова. Согласно документу от Главархива ученый преподавал общий курс зоологии.

Еще до революции Николай Кольцов создал Институт экспериментальной биологии. В годы советской власти учреждение продолжило свою работу. Институт экспериментальной биологии приобрел высокую репутацию в мире. В него зачастили важные иностранные гости. Во время борьбы с генетикой Николай Кольцов стойко выдержал все попытки скомпрометировать его работу, и на одном из заседаний он в ответ на нападки группы Лысенко ответил словами Алексея Толстого:

«Брось, товарищ, устрашенья,

У науки нрав не робкий.

Не заткнешь ее теченья

Никакою пробкой!»

Николай Кольцов остался в институте, ему сохранили лабораторию, где он продолжал исследования до конца жизни. Важную роль в такой нерушимой крепости характера Кольцова и неотклоняемости от линии порядочности и честности играла в его жизни столь же крепкая духом и нравами жена - Мария Садовникова-Кольцова. Она была студенткой Кольцова в университете Шанявского, затем ассистенткой в его лаборатории. Они полюбили друг друга на всю жизнь беззаветно и страстно. Мария Кольцова стала известным зоопсихологом. Супруги занимали квартиру на втором этаже института, рядом с ней располагался рабочий кабинет Кольцова. Николай Кольцов ушел из жизни в 1940-м году. Надгробие на Введенском кладбище в Москве представляет собой высокий постамент с овальным барельефом из меди, изображающем портрет супругов Николая Константиновича и Марии Полиевктовны. На цоколе можно прочитать надпись: «И МЫ ВМЕСТЕ С ТОБОЙ, НАС НЕЛЬЗЯ РАЗЛУЧИТЬ».

 

Научные исследования ученого положили начало целому периоду в развитии физико-химической биологии в России. Среди учеников Николая Кольцова – сотни известных исследователей, академиков и лауреатов международных премий. Институт биологии развития РАН в Москве сегодня носит имя прославленного ученого.