Ученые обнаружили самую древнюю окаменелость европейской саламандры

© FBM.ru

Найденные в Шотландии окаменелости представляют собой одних из самых древних в мире саламандр, говорится в новом исследовании ученых Калифорнийского университета.

Исследовательская группа проанализировала окаменелости животного под названием Marbled Peton возрастом 166 миллионов лет, найденные в среднеюрских породах на острове Скай.

Они обнаружили, что это животное имеет несколько ключевых признаков саламандры, но не относится к группе современных саламандр. Результаты исследования опубликованы в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences (PNAS). Считается, что этот экземпляр – самая древняя ископаемая саламандра, найденная в Европе.

Впервые Marmorerpeton был описан более 30 лет назад, но до сих пор найдено лишь несколько отдельных ископаемых позвонков и частичных челюстных костей, что делает его несколько загадочным. Новый шотландский материал содержит множество новых данных, а также представляет новый вид: Marmorerpeton wakei, названный в честь покойного профессора Дэвида Уэйка, ведущего американского эксперта по эволюции саламандр.

“Окаменелость явно является саламандрой, но не похожа ни на одну из ныне живущих. Это подчеркивает важность ископаемой летописи в сохранении комбинаций анатомических особенностей, которых нет ни у одного живого животного”. – рассказывает ведущий автор исследования доктор Марк Джонс (UCL Cell & Development Biology).

Саламандры, к которым относятся тритоны, являются одним из видов земноводных. В отличие от лягушек, у них есть хвост, и они более разнообразны по размеру и форме. В северном полушарии насчитывается более 700 видов, обитающих в различных пресноводных и лесных биотопах. Они известны своей способностью отращивать конечности и органы.

Эта новая ископаемая саламандра из Шотландии имела широкую, мелкую голову, похожую на лягушачью, но мощные челюсти и характерные выступы за глазами. Кости черепа показывают, что он был оформлен как у крокодила, что отличает его от современных саламандр. Кости конечностей и глубокий хвост мраморной Peton vakei позволяют предположить, что эта саламандра была водной, возможно, используя свои широкие челюсти для захвата добычи путем всасывания, что похоже на образ жизни, наблюдаемый у современных адских магов Северной Америки.

Комментируя внешний вид мраморной Peton wakaia, доктор Джонс говорит, что “большие костные выступы за глазом были несколько неожиданными, но меньшие выступы встречаются у ископаемых саламандр из более молодых пород. Их назначение остается неизвестным”.

Современные саламандры были широко проанализированы для понимания развития, регенерации и токсинов. Однако их ранняя эволюция все еще очень плохо изучена. Исследование включало подробный обзор анатомии современной саламандры, который послужил основой для последующего анализа.

Многие предыдущие исследования ископаемых саламандр в значительной степени опирались на найденные в Казахстане ископаемые останки позднеюрского периода, относящиеся к роду Caraurus. По мере обнаружения новых окаменелостей, относящихся к более раннему периоду, таких как Marblepeton, они дают более полное представление о том, как развивались ранние саламандры.

“Происхождение и ранняя история современных групп амфибий остаются загадочными, и новые окаменелости, подобные этой, являются ключом к лучшему пониманию эволюции амфибий”. – отмечает старший автор работы профессор Сьюзан Эванс (UCL Cell & Development Biology).