Найдена мишень для лечения смертельно опасной опухоли мозга

Американские ученые из Комплексного онкологического центра Ломбарди в Джорджтауне определили мишень для лечения глиобластомы — агрессивной опухоли мозга. Ей оказался белок CLK2, снижение экспрессии которого может привести к гибели раковых клеток. Разработка средств, нацеленных на эту мишень, поможет в терапии устойчивых к лекарствам опухолей. Исследование опубликовано в журнале Science Advances.Глиобластома — это наиболее агрессивная и наиболее частая опухоль мозга. Всего 5% пациентов с глиобластомой выживают в течение 5 лет после постановки диагноза. Медиана выживания же составляет чуть больше года, и выживаемость при этой опухоли практически не изменилась с середины 70-х годов. С 2005 года золотым стандартом в лечении глиобластомы считается темозоломид, который применяется в комплексе с лучевой терапией и хирургическим вмешательством. Хотя темозоломид способен пересечь гематоэнцефалический барьер и воздействовать непосредственно на опухоль, устойчивость к этому лекарству вырабатывается достаточно быстро.Чтобы разработать новые средства, пригодные для лечения устойчивых опухолей, ученые обратили внимание на механизм работы темозоломида. Они обнаружили, что агрессивность устойчивых опухолей сильно зависит от экспрессии белка CLK2. Действие темозоломида заключается в том, что он модифицирует одно из азотистых оснований ДНК и РНК в клетках опухоли — гуанин. Такие мутации влияют на экспрессию белка CLK2. Ученые сделали вывод, что новое лекарство должно ингибировать этот белок, что может привести к гибели клеток рака. Помимо этого, исследователи предложили использовать средства, способные стабилизировать РНК, что может либо замедлить, либо остановить развитие устойчивости к темозоломиду.Модификации гуанина, которые возникают при действии темозоломида, могут влиять также на структуры, регулирующие так называемые онкогены — гены, продукты которых могут стимулировать развитие рака. Если убедиться, что лекарство не влияет на экспрессию онкогенов, то лекарство будет действовать дольше. Что интересно, к таким выводам, касающимся лечения глиобластомы, ученые пришли на основе исследований по нейродегенеративному заболеванию — боковому амиотрофическому склерозу, или болезни Лу Герига. Глиобластома и эта болезнь имеют ряд сходств.Сейчас биологи проводят исследования на малых животных моделях, чтобы проверить, может ли ингибитор CLK2 пересекать гематоэнцефалический барьер и препятствовать развитию глиобластомы. Также эксперты намереваются подробнее изучить другие лекарства, приводящие к мутациям гуанина, так как некоторые из них уже успешно используются в терапии колоректального рака и трижды негативного рака молочной железы. Исследователям интересно, влияют ли эти лекарства на структуру РНК. В таком случае их применение позволило бы более эффективно ингибировать CLK2 в устойчивых к лечению формах указанных видов рака.Подписывайтесь на InScience.News в социальных сетях: ВКонтакте, Telegram.

Найдена мишень для лечения смертельно опасной опухоли мозга