Легенды древней Земли: гадрозавр

Гадрозавриды в свое время водились на всех материках за исключением Австралии. Иронично, ведь из-за формы головы некоторых видов эту группу динозавров даже называют утконосыми. Кости гадрозаврид находят даже за полярным кругом. Миллионы лет назад там было потеплее, но к полярной ночи им все же пришлось приспособиться. Сегодня мы расскажем о классическом гадрозавре из Северной Америки, одном из первых динозавров, открытых на этом материке. Сплав по рекеОгромные кости гадрозавра впервые обнаружил фермер Джон Хопкинс в 1838 году. Позже он выставил их на всеобщее обозрение. Спустя 20 лет эти кости привлекли внимание Уильяма Паркера Фулка, 42-летнего палеонтолога — самоучки. В том же году он отправился к месту, где были найдены окаменелости. Там ему посчастливилось найти множество фрагментов скелета гадрозавра. Фулк связался со своим другом Джозефом Лейди, анатомом и паразитологом, так как нуждался в помощи. Вместе они «собрали» скелет динозавра, а Лейди формально описал новый вид, который назвал в честь своего коллеги. Hadrosaurus foulkii переводится с древнегреческого как «большая ящерица Фулка». Реконструкция скелета гадрозавра. Wikimedia CommonsФормация Вудбери (штате Нью-Джерси, США), где нашли гадрозавра, богата темно-серыми глинами, алевритом и пиритом. Радиоуглеродный анализ найденных здесь раковин показал, что обитали они здесь около 80 млн лет назад. Примерно тогда же жил и гадрозавр. Наличие раковин подсказывает, что эта формация когда-то была дном древнего моря. Но откуда здесь взяться динозавру? Как выяснили геологи, местные образования — флювиальные, то есть были сформированы течением впадавшей в море реки. Это значит, что с высокой долей вероятности она и принесла в море тело гадрозавра. Первый бипедальныйИспользуя длину бедренной кости динозавра, которая составляла 1,22 метра, Лейди и Фулк высчитали, что гадрозавр мог вырастать до почти восьми метров. Вес животного сегодня оценивают в 2-4 тонны. Из-за ориентации тазовых костей нового вида Лейди предположил, что передвигался он на двух ногах. До этого бипедальные динозавры известны не были. В то время эта идея была революционной, поскольку она полностью изменила понимание внешнего вида и походки динозавров. Сегодня ученые сходятся в том, что гадрозавр был факультативным двуногим, то есть обычно ходил на четырех ногах, но при необходимости мог ходить и на двух задних. Сравнение размеров гадрозавра и человека. Wikimedia CommonsГолова и хвостУ собранного Лейди и Фулком гадрозавра не хватало одной маленькой детали — черепа. Лейди посчитал, что новый вид довольно сильно похож на недавно открытого игуанодона, и потому использовал его голову при реконструкции скелета. Конечно, черепа игуанодона и гадрозавра не похожи. Более того, скелеты всех гадрозаврид похожи, а отличаются они друг от друга, в первую очередь, черепами. Например, у некоторых видов были большие костяные гребни на макушке. Поначалу предполагали даже, что в них находился запас воздуха, чтобы дольше оставаться под водой. В дополнение к утиному клюву и возможным перепончатым лапам (которые позже оказались отпечатками, оставленными мягкими тканями), эта идея о запасе воздуха даже привела к мысли о том, что гадрозавриды были морскими динозаврами. Однако теперь ученые согласны с тем, что гадрозавр и его родственники были наземными животными. Полный череп гадрозавра, правда, так и не нашли. Но, скорее всего, гребня он не имел. Зато у него были невероятно сильные челюсти и сотни зубов в задней части «клюва» для измельчения волокнистых растений. Иногда, впрочем, гадрозавриды могли съесть и каких-нибудь беспозвоночных, как показал анализ копролитов.В 2003 году ученые из США провели исследование распространенности опухолей у динозавров. С помощью компьютерной томографии и рентгена они обнаружили признаки наличия гемангиом, фибром, редкие случаи метастатического рака и остеобластомы у гадрозавров. И все это — на хвостовых позвонках. Несколько других гадрозаврид, включая ближайших родственников Hadrosaurus foulkii — брахилофозавра, эдмонтозавра и гильморозавра, также оказались поражены опухолями. Всего ученые проверили более 10 тысяч окаменелостей, но опухоли были обнаружены только у гадрозавровид. Такая характерная черта может быть генетической особенностью этих динозавров. Или же они сталкивались с каким-то общим мутагеном. Авторы предположили, что диета всех гадрозаврид могла содержать некий общий продукт, которым не питались другие динозавры. Нашелся и кандидат на эту роль — хвоя, которую не единожды находили в желудке гадрозаврид. Тем не менее, авторы не отрицают, что их выводы могут быть ошибкой. Ведь сложно проводить дифференциальный диагноз, когда твой пациент умер 80 млн лет назад.Подписывайтесь на InScience.News в социальных сетях: ВКонтакте, Telegram.

Легенды древней Земли: гадрозавр